Соня Стеценко: от школьного театра до «Интера» и Нового
Крайне редкое явление, скажу я вам, когда семилетняя актриса настолько успешна, что ее имя и лицо узнает вся страна. Юная героиня интеровских «Сватов», главный образ ситкома «Ласточкино гнездо», который вскоре выйдет на Новом канале, а также обладательница «Телезвезды-2010» Соня Стеценко принадлежит к числу именно таких детей.
За два часа до интервью место встречи изменилось. Светлана Стеценко, мама Софии, предложила перенести беседу в знаковое для дочери место - в коллегиум «Олимп» - школу, где учится Соня. Именно там несколько лет назад, в детском театре Fantazianew при коллегиуме, и началась карьера (не побоюсь этого слова!) юной актрисы.
«У нас сегодня выходной, - говорит Светлана, - мы думаем, идти нам в школу или отдохнуть один день дома. Выбрали отдых, но не удержались и пришли в школу». В коллегиуме Соню знают все - учителя, преподаватель по вокалу, одноклассники и старшеклассники, - мимо никто не проходит. Здесь, под куполом детской сцены, нам с Мусей удалось познакомиться с первым Сониным наставником в профессии, руководителем театра Fantazianew Татьяной Погребняк, посидеть с Соней за партой и, конечно же, узнать, как всё начиналось...
Соня с мамой Светланой
- Светлана, как вам удается совмещать такую бурную творческую жизнь, съемки и учебу в школе?
Светлана: Совмещаем, как можем, график постарались выстроить так, чтобы было пару дней походить в школу, субботы освободили для репетиций здесь, в театре. Единственное, что тяжело ‑ у нас нет возможности отдыхать.
- А как часто съемки?
Светлана: В прошлом месяце девять дней, в позапрошлом - тоже девять, в этом месяце будет чуть больше, может, дней 12.
- Соня, а что для тебя самое сложное на съемочной площадке?
Соня: Вот иногда приходиться есть то, что мне не нравится.
Светлана: Вчера вся группа обхохатывалась, у нас она не ела помидоры, квашеные, соленые, и во время съемки режиссер спрашивает: «Света, можно Соне?» Я говорю: «Ну, попробуйте, если она захочет». И тут я смотрю, Даниил кусает, дает ей, потом она кусает и говорит: «Я еще хочу». А сосиски! Она уже принципиально полтора года не ест сосиски. Режиссер ей говорит: «Соня, ты оборачиваешься, кусаешь и делаешь вид, что ешь». Потом мы видим, что Соня все-таки кусает и жует по-настоящему. А пирожки в «Сватах», она же тоже их не ела до поры. И мы решили, что все продукты, которые Соня не ест, нужно предлагать ребятам, реквизиторам и художникам-постановщикам.
- С актерами, режиссерами трудности бывают?
Светлана: Вот как-то нам везет и на партнеров, и вообще на людей вокруг нас.
- Соня, в каком сериале больше понравилось сниматься? Фавориты есть среди твоих партнеров?
Соня: Я даже не могу сказать, мне оба сериала очень понравились. В «Ласточкином гнезде» фаворитов пока нет, а в «Сватах» люблю всех.
Светлана: Да, она со всеми так, в очень теплых отношениях. И ребята по-отцовски относятся. У Семакина дочка тоже Софийка, а с Даниилом уже не первый проект, и Соня с рук у него не слезает, Татьяна Орлова шоколадки раздает, Бычков рассказывает о своем сыне...
Татьяна: Все актеры замечательные. Но Татьяна Эдуардовна Кравченко, бабушка Валя из «Сватов», хочу вспомнить об этом, потому что это случается нечасто: не зная совершенно наш театр, только по разговорам Сони и Светы, она передала для нашего театра деньги. Я считаю, что не каждый актер так поступит.
Светлана: Для нас это очень значимо.
- Есть ли наставник в профессиональном плане?
Светлана: У нас Кирилл Кашликов замечательный. Он в основном говорит нам, что делать, как делать. С ним мы можем играть в ассоциации прямо на съемочной площадке. Да, Соня?
Соня: Да.
- А с кем бы ты хотела сняться, есть любимый актер, актриса?
Соня: Да, есть любимый актер... Боярский.
Светлана: Мы часто смотрим старые фильмы, она очень любит Боярского.
- Где больше нравится - сниматься в кино или играть в театре?
Соня: В театре.
- А почему?
Светлана: Потому что там все свои, и все начиналось с театра.
За два года до «Сватов»...
Светлана: Когда мне говорят: «Ой, вам так повезло, вы снимаетесь», я отвечаю, что мы два года не знали, что такое дни рождения у родственников, дни рождения у одноклассников. Потому что все ‑ на день рождения, а Соня - на репетицию, все - на шашлык, весна, а мы - в театр.
- Это еще все до съемок в «Сватах»?
Светлана: «Сваты» ‑ это всё результат вот кого (показывает на Татьяну Погребняк. - «Дуся»).
Только благодаря этому человеку Соня пошла в театр почти с пяти лет. Потому что ходил в театр мой старший сын, а Соня пошла просто с ним за компанию, и Татьяна Михайловна, чтобы Соня просто так не сидела, решила ее приобщить к делу.
Татьяна: Это был самый маленький ребенок в театре. Я помню, что мама еще ее на руках приносила. Света всегда говорила: «Это наш позитив» или «Антистресс». Это был ребенок, который никогда не плакал.
Светлана: Под крышей театра Fantazianew нам дали путевку в профессию.
Татьяна Погребняк: «Я забываю о том, что она ребенок, она работает в основном так, что может дать фору взрослым актерам»
- Соня, а в каких спектаклях ты играла?
Соня: Играла в «Синей птице», в «Маленьком принце», в спектакле про Тома Сойера, в «Незнайке», в «Питере Пэне».
Татьяна: Из последних спектаклей, которые мы ставим, «Маленький принц» - самый серьезный, где Соня играет Маленького принца. Сыграть эту роль очень тяжело даже взрослому актеру. Я представляю, какая огромная нагрузка на плечах у ребенка. Я настолько привыкла к ее уникальности, что иногда ловлю себя на мысли: «Я отношусь к ней, как к взрослой актрисе!..» Я забываю о том, что она ребенок, она работает в основном так, что может дать фору взрослым актерам. Не каждый взрослый актер умеет быть синтетическим - соединять движение, пластику, вокал и актерское мастерство! А вот она соединяет, плюсовок у нее нет, она все поет вживую.
Соня в роли Маленького принца
- Как Соня попала в «Сваты»?
Татьяна: Я была режиссером конкурса детского таланта и красоты «Леди и джентльмены Украины». Мои дети тоже принимали участие в конкурсе. Соня играла Пеппи. Был эффект разорвавшийся бомбы, когда пятилетний ребенок спел вживую две сложнейшие песни Пеппи из фильма, при этом еще играла в партнерстве со взрослыми профессиональными актерами и танцевала. Жюри обалдело, зал ей аплодировал, в перерыве журналисты, еще не зная результатов, выстроились в очередь вокруг Сони. Она получила тогда свой первый Гран-при, и на этом конкурсе мы познакомились с первым нашим кастинг-менеджером Аней. Первый кастинг, на который нас позвали, были «Сваты-3». Соня пошла на пробы вместе с мальчиком из нашего театра Сашей Невзоровым. Им дали сцену Лехи и Женьки, они сыграли, и их взяли обоих.
- Как вы считаете, насколько сегодня сложно достучаться к телевидению или к кино вот таким талантливым детям из школьного театра?
Татьяна: Есть, наверное, определенный момент везения. Когда мне говорят, что попасть в кино можно только по блату, что все снимают своих дочек, сыновей ‑ да, конечно, какой-то процент преемственности существует, ‑ но попасть на телевидение, в кино все равно можно и это реально. Да, это нелегко, а где легко? Мы не ставим цели, чтобы все стали профессиональными актерами и телезвездами, так не бывает. Но я говорю всем, это тяжело, потому что приятно стоять на сцене, когда закончился спектакль, получать цветы, аплодисменты, интервью - это прекрасно. Но никто другой так, как она (Соня. - «Дуся»), не знает, что за всем этим бессонные ночи, работа, репетиции. Когда ребенок знает, что это тяжело, и отказывается заведомо от чего-то такого, что доступно его сверстникам, это очень дорогого стоит. Я это ценю.
- К вам приходят агенты, представители продакшнов, чтобы приглашать детей в проекты?
Татьяна: Мы работаем с двумя кастинг-менеджерами. У них есть наши актеры в базе данных, и их достаточно часто приглашают на кастинги. Самая успешная пока Соня. Но в рекламах, эпизодах фильмов снялись очень многие юные актеры нашего театра. Есть у меня уже поколение актеров, которых я выпустила. Например, тот же Величко Валерий, принимавший участие в шоу «Украина слезам не верит», Дима Сова, сыгравший в «Сватах-3» сына Митяя, это тоже мой бывший воспитанник, с которым по иронии судьбы я встретилась на площадке, случайно. Вот и недавно приходил к нам кастинг-директор нового сериала. Так что недостатка в съемках у нас нет.
Конечно, съемка приносит известность, это немаловажный факт и приносит опыт работы на камеру, но, я считаю, что ценнее для ребят в профессиональном смысле театр, потому что здесь занятия, они получают профессиональные навыки. Съемка съемке рознь, но все-таки. Нас настоятельно приглашали сниматься в один из реалити-проектов, мы отказались, мы не снимаемся в таких проектах, которые во вред.
«Здравствуйте, вас беспокоит Новый канал»
- Что привело Соню на Новый канал? Как ей выпала роль Маши в «Ласточкином гнезде»?
Светлана: Это детективная история (смеется).
Татьяна: Я сижу на уроке. Звонок.
- Здравствуйте, вас беспокоит Новый канал.
- Здравствуйте.
-Татьяна Михайловна?
- Да.
- Вы руководитель театра Fantazianew?
-Да.
- Новый канал. Нас интересует одна ваша актриса, Соня Стеценко, которую мы хотим пригласить в сериал «Ласточкино гнездо» на главную роль.
- Замечательно, а как вы меня нашли? Как к вам попал мой номер телефона?
- А нам прислали по мейлу характеристику Сони и фотографии с указанием того, что она актриса театра Fantazianew.
- Кто прислал?
- А мы не знаем, сейчас посмотрим.
Они смотрят ‑ Сабина Грушко. Это долгая история, но суть в том, что Сабина ‑ это девочка из нашего театра, 11-классница. Ее отец присутствовал у нас на спектакле. Ему безумно понравилась Соня, как она играла, он знал, что она снималась в «Сватах-3». И вот после этого он у себя на работе обсуждал с коллегами, что видел спектакль с участием Сони Стеценко, девочки, которая играла в «Сватах». Они решили посмотреть в интернете, кто такая Соня Стеценко и случайно наткнулись на кастинг, мол, что Новый канал ищет девочку на роль в «Ласточкино гнездо». И решили предложить Соню на эту роль: находят в интернете ее фотографии и кидают на сайт Нового канала, причем письмо отправляют с мейла Сабины Грушко, то есть папа с мейла дочери. Поэтому Сабинин папа, сам того не желая, выступил агентом Сони в «Ласточкином гнезде».
- Что было потом?
Татьяна: Поехали на кастинг. Был смешной эпизод и был грустный эпизод. В смешном над папами надо было конкретно прикалываться, а в грустном - заплакать. Не каждый взрослый актер выполнит такую задачу, причем четыре дубля подряд.
Соня (поправляет): Семь.
Татьяна: Семь, простите.
- Соня, а у тебя получается плакать?
Татьяна: Мама расстраивала ребенка страшными историями. Представляете, семь раз подряд заплакать?..
Светлана: Я вам расскажу, как заставила ее плакать. Татьяна устраивала вечер Есенина и подобрала Соне замечательное есенинское стихотворение «Песнь о собаке», когда у собаки забрали её щенят... Видите, она уже начинает рыдать...
Татьяна: Это, чтобы настроиться. Я забываю иногда, что Соне семь лет, поскольку она все это делает, то и требования к ней другие, как к взрослой актрисе. Я боюсь только одного... Девочка создана для актерства, это понятно уже всем. И дай Бог, чтобы то, что свалилось ей, не надоело, чтобы она не пресытилась этим, чтобы это никогда не стало ее грузом, чтобы она не делала это через силу. Соня очень скучает. Как любому нормальному ребенку, ей очень хочется пообщаться с одноклассниками, поиграть в игрушки. И она всегда помнит о друзьях. Когда в «Ласточкином гнезде» нужны были дети на роли Машиных одноклассников, Света мне звонит: «Надо четыре человека - две девочки, два мальчика, бегом, срочно, без всякого кастинга». И наши дети поехали, снялись в эпизодах.
Светлана: То есть наши одноклассники снялись в роли одноклассников.
За несколько секунд до звонка на перерыв
Родной класс, родная парта
«Она со всеми так, в очень теплых отношениях», - рассказывает Светлана Стеценко
Телезвездное открытие года
- Может быть, еще рано об этом говорить, но, все же, как дальше планируете профессиональное развитие? Театральная школа? Институт кино?
Светлана: У нас есть мечта. Соня говорит, что не будет в Украине поступать. «Поеду-ка я поступать в Москву», - говорит она. Только в первый класс ребенок пошел, еще одиннадцать лет учиться, а она собралась в Москву.
- Соня, а почему в Москву?
Соня: Потому что мама сказала, что там очень хороший институт.
Татьяна: Потому что там есть Добрынин, Добронравов, Кравченко, Артемьева...
Соня: Это само собой.
- Расскажите о дальнейших творческих планах Сони, какие есть предложения?
Светлана: Нам поступило одно предложение, конкретно сказать еще не могу, но это кино совсем другого жанра. Мы с Соней пока думаем, решаем, хотя там совсем маленькая занятость.
Я не переживаю, будут ли у нас проекты или не будут, потому что нам есть куда прийти и есть чем заняться. Многие ставят это на поток, что надо сниматься и сниматься. Я так не считаю. Вот здесь, в школьном театре, есть поддержка. Это конкретная семья, я пришла, поцеловалась, обнялась; когда хорошо ‑ тогда порадуются, это намного важнее. На «Телезвезде» кто были нашими голосами? Они! Может быть, без них мы бы не победили, это очень важно и для Сони, и для меня как мамы.
- Как вела себя Соня, когда выиграла «Телезвезду»?
Светлана: Я не знаю, как она себя вела, я была дома и рыдала.
Татьяна: Светлана на «Телезвезду» отправила папу. А папа очень достойно себя вел, он улыбался, он был такой, как телезвезда, папа ‑ телезвезда телезвезды. Я была уверена в том, что эту награду не получают просто так. Я до этого была уверена, что это именно так. Тем более что Соня соревновалась с Ольгой Фреймут и Еленой Перовой из «Маргоши». Никто не готовил с ней речь, потому что мы были уверены в том, что чуда не произойдет. И вот все вместе сидим дома у Стеценко, смотрим прямой эфир...
Светлана: ...и говорят: «Открытие года - Соня Стеценко!» У меня случился припадок. Была такая истерика, что я не могла разговаривать. И пошли звонки. Я на Новый год, на день рождения не получала столько звонков! Домашний и мобильный телефоны раскалялись, звонили Татьяне Михайловне. Так было приятно! Это дорогого стоит.
Театр - второй дом
Ваша Дуся Катасонова
Фото Руслана Новосела