«Сталинград» Бондарчука и Роднянского – фильм в 3D о любви под обстрелом
Сегодня - премьера «Сталинграда» режиссера Федора Бондарчука и продюсера Александра Роднянского, и я, посмотрев фильм после долгих колебаний - все-таки никакого разумного объяснения тому, чтобы девушка в солнечный октябрьский день ходила на ленту о Сталинградской битве, - решила поделиться своими впечатлениями.
Скажу, что не была разочарована, хотя все опасения целиком и полностью оправдались. Собственно, фильм не о битве: в нем практически нет батальных сцен, кроме начала, где показывают очередную переправу через Волгу советских войск - и, честно говоря, вот этот эпизод выглядит странно. Видно, что Бондарчук тоже, вслед за старшими товарищами по труду, хотел отметить православность этого войска: солдаты демонстративно крестятся, говорят, что идут по воде, аки посуху, как будто с детства владеют церковно-славянским, даже называют себя апостолами, а затем - как рукой сняло. Никто в течение двух часов не молится, не ищет в углу иконы - и слава, как говорится, богу, - а то от батально-православных картин вроде михалковской «Цитадели» меня уже подташнивает. Как мне, несведущей в военном деле и баталистике, показалось, это самая ненатуральная часть фильма: объятые пламенем люди бегут и прицельно стреляют по фашистам - и как бы я ни хотела верить в силу духа защитников Отечества, мне кажется, сгорая, довольно сложно продолжать атаковать.
Но для сюжета эта часть - просто некая вводная: после нее пятеро главных героев оказываются в доме между Волгой и немецкими частями, укрепившимися в городе, и получают приказ держать этот дом до последнего.
Собственно, одной литературной основы у фильма нет, хоть в титрах и указана «Жизнь и судьба» Гроссмана, но сценаристы работали и с другими источниками. И в основу положена история, схожая с историей защиты дома Павлова - хотя я уверена, что таких домов, которые неделями, а то и месяцами удерживали от силы десяток людей, в Сталинграде было много. И во многих из них оставались мирные жители, как в этом случае: девушка 18 лет, чья семья на момент начала фильма уже погибла - а ей просто некуда больше идти. И для этих пятерых солдат, удерживавших дом, девушка становится тем, за что они воюют: родина слишком абстрактна, Сталин слишком далеко, а она рядом, живая, молчаливая и очень молодая.
С другой стороны, за линией фронта, то есть просто в доме напротив, немецкий офицер тоже встречает девушку - Машу, разумеется, которая напоминает ему покойную жену - и, разумеется, влюбляется в нее, на свой тевтонский и жестокий манер.
Так что, как говорит один из героев картины, «в общем и целом», это фильм не о войне, а о любви. Я прорыдала из 135 минут приблизительно половину (правда, нужно учесть, что я плачу даже над клипом «Алле, мам» группы «ВИА Гра») - и было над чем: в фильме есть обязательные зверства фашистов, и мать с ребенком показательно сжигают живьем на площади у фонтана «Дети и крокодил» (он реально существовал и сейчас даже восстановлен); есть печальные истории каждого из пятерых солдат, во что бы то ни стало старающихся спасти девушку и удержать дом; есть дикая сцена, где солдаты в подарок на день рождения девушки приносят ванну, наполняют ее горячей водой и зажигают свечи... В общем, есть где порыдать.
Но если пренебречь романтическими клише, фильм, по сути, о том, что надо помнить - как бы это пафосно ни звучало, тем более, из моих уст. В общем и целом, в Сталинграде, да и везде, где шла война, был п...ц. И кто-то иногда должен напоминать нам об этом, чтобы депрессия по поводу невозможности поехать на три месяца в Гоа не казалась вселенской катастрофой.
Простите еще раз пафос - музыка, как говорится, навеяла. Кстати, о музыке. Никогда не думала, что напишу это, но зря Роднянский взял Бадаламенти. С Линчем у него все отлично получается, а с Бондарчуком - не очень: слишком у него получилась музыка голливудская, слишком похожа на все сразу и совсем не о войне. С музыкой вообще в фильме очень странно: титры, например, идут под Земфиру, которая поет не свою, а цоевскую песню «Легенда» - помните, там есть еще строка «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь - того, чтобы ждать»? А внутри кинокартины дважды звучит оперная ария - мне кажется, финальная партия Каварадосси из «Тоски».
Так вот, ее поет один из героев - и под нее же погибает главгад-фашист, слушающий ее у себя в штабе. И запись, звучащая в разбомбленном доме в разоренном городе - удивительного качества; могу предположить, что это Пласидо Доминго, родившийся в 1941 году, и как минимум по этим причинам не мог звучать на патефонной пластинке довоенного производства. Вы скажете, что я придираюсь, и что зрителям это все до фени - но я же тоже зритель и до сих пор расстраиваюсь от таких вот технических небрежностей (арию, кстати, пел тот же Карузо, так что звук мог быть куда более аутентичным).
То же самое могу сказать и о графическом оформлении: вот, поверьте, странно выглядит горящее объемное слово «Сталинград», точно как во «Властелине колец», показанное зрителям в конце фильма. Сразу возникает чувство, что посмотрел историю штурма Мордора, а не драматическую ленту о событиях реальной войны. Скажете, что тоже мелочь, но все равно неприятно. И вообще 3D - а ведь фильм в 3D - в общем и целом, ни к чему, скорее отвлекает, чем помогает; как и много замедленной съемки, как в "Матрице", как и голос Бондарчука за кадром - не сыграл в фильме, так хоть голосом заявил о себе. Зато, уверена, все это понравится людям, которые привыкли жевать попкорн на сеансах и никогда не видели "Иди и смотри".
Уверена, что те, кто разбирается в оружии и технике той войны, тоже найдет к чему прицепиться - я не сильна и промолчу. Хотя даже меня удивил эпизод, где парень-наводчик единственный имеющийся в запасе фугасный снаряд запускает по отраженной от башни подбитого танка траектории - и рикошетом взрывает немецкий штаб в доме за углом. Жаль только, что фугасный снаряд обладает взрывателем, и он не может рикошетить - а бронебойные снаряды, хоть и рикошетят, но зато не взрывают орудия и стены домов. Ну, это, повторюсь, скорее к специалистам: не мышка или комарик взрывает что-либо - и уже хорошо.
Но в целом фильм, вопреки ожиданиям, произвел на меня хорошее впечатление. Хотя я не люблю фильмы о войне, и их сложно сравнивать между собой - «Список Шиндлера» и «Пианист» с «Врагом у ворот» или «Перл-Харбором». И уж точно не стоит сравнивать с «Они сражались за Родину»: папа все-таки был гением, а сын - крепкий ремесленник, отлично умеет управляться с бюджетом в 30 миллионов и все понимает в зрелищном кино для подростков (кстати, фильм имеет гриф 12+). Конечно, старое советское кино о войне, его фестивальный европейский вариант и прокатное "псевдоголливудское" кино, рассчитанное на массовую аудиторию - всё это разные вещи, так что и я не буду сравнивать, но предлагаю вам самим это сделать - если захотите.
Ваша растроганная Дуся
Фото: B&H film distribution