Дуся у телевизора: шмотки как смысл жизни ТЕТок и их зрительниц
Уже с первых кадров зрителям дают понять, что две ведущие, Вася Фролова и Каролина Ашион, - близкие подруги, и что главное в женской дружбе - шмотки. Уж не знаю, как именно это понимать: обсуждение шмоток? Раздел шмоток? Поход за шмотками по магазинам? Бог весть, как у них, у ТЕТок, это устроено
Пока все выбирали площадь, на которой будут митинговать, я выбирала, что посмотреть на этой неделе. И коль скоро в понедельник на ТЕТе должно было стартовать очередное модное шоу, уже третье по счету на канале, я решила обратить свое внимание и на другие продукты нашего ТВ, посвященные моде. И для затравки глянула программу «Модные истории с Оксаной Новицкой» на канале «Тонис». Вы же знаете, что есть такой канал?
Если бы я была человеком трепетным и ранимым, то только названия передач, транслируемых каналом, свели бы меня в могилу. Но, слава богу, я не Уайльд, который перед смертью в дешевом гостиничном номере сказал: «Эти обои ужасны. Кто-то из нас должен уйти», и не обладаю настолько тонкой душевной организацией, так что просто составила список особенно меня впечатливших названий, отметив их потрясающую поэтичность.
День за днем зрители канала «Тонис» смотрят: службу новостей «Соціальний пульс», а следом за ним - программу «Экономічний пульс». Еще чуть позже - «Соціальний статус», а в субботу канал радует зрителя итоговой программой «Социальный пульс выходных» (слегка разреженный по сравнению с остальной неделей). Но в целом, вы чувствуете в этих названиях динамизм и взрывную пульсацию ритма современности? Не хватает только какого-нибудь «импульса», например «Политического», но уверена, что-то такое со временем появится в сетке канала.
Также имеются две другие перекликающиеся программы - «Алло, лікарю!» и «Алло, адвокате!» - причем именно в таком порядке. Так и слышится гулкое эхо больничных коридоров, в которых от стен отскакивает пациентское «Алле, до-оо-кто-оор!», а затем хором вступают родственники потерпевшего - «Алле, ад-во-ка-аат!», но уже в тесных и запутанных коридорах судов. Еще один шедевр «Тониса» - программа «Таке спортивне життя»; такое себе, судя по названию.
На канале имеется и ток-шоу «Ронин» с Дмитрием Выдриным. Напомню, что словом «ронин» в средневековой Японии называли самурая, потерявшего покровительство своего господина или не сумевшего уберечь его от смерти. Если название ток-шоу относится к гостям, туда приглашаемым, то такое жесткое определение существенно сужает круг участников ток-шоу - судя по последним событиям в нашей стране, все отечественные политики при хозяевах и исправно им служат. Если же речь идет о самом господине Выдрине, то выглядит это название излишне откровенным: поскольку Кучма и Тимошенко, на которых работал политолог, все еще живы, остается предположить, что он лишился их покровительства и, за неимением другой работы, устроился вести ток-шоу на «Тонисе».
Мое наибольшее внимание привлек документальный проект «Дивовижні мешканці саду», который показывает «Тонис», но пришлось отложить его просмотр до лучших времен - и посмотреть программу о моде.
Потрясающее впечатление. Правда. Я давно не видела программу «В гостях у сказки», но интонации ведущей, с надрывом и чуть ли не со слезами на глазах рассказывающей о тяжелой судьбе fashion-директора британского Tatler Изабеллы Блоу, очень напомнили мне сказку о Крошечке-Хаврошечке, рассказанную тетей Валей.
И вообще, все в программе напомнило мне о ностальгической эпохе рождения украинского телевидения: монтаж, когда одна половина кадра занята сидящей в белой студии ведущей, а вторая - мельтешит кадрами хроники и фотографиями из глянцевых журналов. И лаконичный динамизм действий ведущей - в самом трагическом моменте рассказа о жизни Блоу Новицкая встала со стула и какое-то время постояла так, а затем вновь изящно присела. И удивительный видеоряд - какие-то плохого качества фрагменты показов, растиражированные в любом глянце фотографии Иззи, и неожиданные ракурсы - например, на фразе «Брайан Ферри помог получить ей место ассистентки в журнале Vogue» - показывают высотку, где расположен офис журнала, а не Ферри, и не Анну Вентур, которая, собственно, и взяла Блоу на работу.
А есть еще и потрясающий текст. По сути, это пересказ статьи о Блоу из российского Vogue, но изрядно разбавленный эмоциональными высказываниями вроде «Черная неблагодарность преследовала ее всю жизнь», «Мир моды жесток и несправедлив», «Мать, накрасив губы яркой помадой, бросила семью» и прочими другими прекрасными фразами. Например, такой: «О таких детях говорят, что они родились с серебряной ложечкой во рту, но даже золото не спасло ее от трагической судьбы». Ну, раз золото не смогло, то куда там серебряной ложке!
Я смотрела, не отрываясь, но при этом многого не поняла. Например, какую именно должность и в каких журналах занимала Блоу; поскольку только на тринадцатой минуте рассказа о ее трагической судьбе в мире жестокой моды была произнесена фраза о том, что она работала «волшебником» в британском Vogue. А до этого - только то, что после своего возвращения из США сразу два издания предложили ей работу. Но согласилась ли она хотя бы одно из них принять, для меня так и осталось загадкой. В общем, очень познавательная программа - теперь я знаю, что лишенная наследства и дважды выгнанная из дома бесплодная редактор глянцевых журналов открыла миру имена двух модельеров и двух моделей, а ей за это отплатили черной неблагодарностью, и была она Золушкой со «звенящей пустотой в душЕ».
Я читала пару статей о Блоу в дамских журналах, и, хотя жизнелюбивой ее вряд ли назовешь (все-таки семь, весьма эксцентричных, попыток самоубийства, а и восьмая - удачная), она была яркой, бесконтрольно тратила деньги на шляпки и наряды, обладала удивительным чувством юмора, а также нюхом на успешных молодых творцов. И кроме того, страдала биполярным расстройством, что в некоторой степени объясняет ее шляпы в виде кальмаров и нежелание работать с женщинами, которые не красят губы. В общем, я как-то не прониклась трагизмом ее судьбы (черствая я стала, видимо), но предалась ностальгическим воспоминаниям о первой своей программе, смонтированной в начале 90-х на S-VHS с помощью видеокассет, пульта и вечно засыпающего видеоинженера.
Вторая программа о моде, которую я посмотрела за эту неделю, была не в пример энергичней. Она стартовала, как я уже упомянула, на ТЕТ и называется «ТЕТки и шмотки». Мне кажется, что на канале и так достаточно проектов о моде и переодеваниях, но, видимо, ненасытные тетки, смотрящие ТЕТ, ревут и стонут без очередного мейковера. И я могу сказать, что алкали они не зря: программа стоит того, чтобы ее посмотреть хотя бы ради честности ведущих.
Уже с первых кадров зрителям дают понять, что две ведущие, Вася Фролова и Каролина Ашион, - близкие подруги, и что главное в женской дружбе - шмотки. Уж не знаю, как именно это понимать: обсуждение шмоток? Раздел шмоток? Поход за шмотками по магазинам? Бог весть, как у них, у ТЕТок, это устроено - может быть, и так; не берусь судить. Мы с моими подругами обычно обсуждаем отсутствующих подруг, любовников во всех их онтологических статусах (бывших, перспективных, оставленных за ненадобностью, женатых и женившихся на нас), детей, образование, психотерапию, политику, отпуск, руководство и культурную программу на неделю. А самым главным в дружбе признается умение выслушать (даже в неурочное время), искренне посочувствовать, поднять настроение и подставить плечо в трудную минуту. Но допускаю, что это все не важно для теток, у которых одни шмотки в голове.
Я бы не стала так акцентировать на этом внимание - мало ли у кого какие вкусы и интересы, - если бы в первой же программе не обнаружила, что жертвы диктатуры моды, то есть те девушки, которых переодевают, тоже обладают довольно разносторонними интересами и не считают шмотки и каблуки чем-то хоть сколько-нибудь важным в жизни. Зато у них есть сложившееся представление о себе, своей жизни, комфортном им стиле поведения и одежды, и они категорически не хотят его менять. Казалось бы, ну оставьте девушек в покое, найдите других, которые хотят отдаться в руки стилистов и двух ведущих. Но нет, переделывают именно тех, кому все эти мейковеры категорически противопоказаны. И приходится смотреть, как в конце передачи девушки выжимают из себя улыбки и слова благодарности ведущим, пытаясь справиться со свалившимся на них счастьем - платьем от Киры Пластининой и нелепыми каблуками.
Но честность ведущих подкупает. За первую программу переодели и перекрасили двоих. Первую сдал Фроловой и Ашион бойфренд главной героини, который хотел, чтобы его девушка, заядлая велосипедистка, немедленно стала выглядеть как «девучка» - а то он очень расстраивается из-за ее шорт и маечек. Вася, неоднократно подчеркнувшая, что у девушки «ангельская красота», все время говорила: «Я бы в таких шортах даже на собрание анонимных алкоголиков не пошла», или «Я бы не надела это ни за какие деньги» - и ключевое слово «я». Видно, что Вася и Каролина просто не могут поверить, что кто-то не может разделить их любовь к желтеньким пижамам (в которую была одета Вася) и шпилькам. Что кто-то просто не мечтает о шмотках и походах по магазинам, и не хочет выглядеть, как оштукатуренная кукла.
Впрочем, сопротивление девушки роли не сыграло, и, передавая ее в руки парикмахера, ей заявили «Не важно, чего хочешь ты, стилист все равно сделает так, как решит». Кстати, о стилистах - зачем в программе две ведущие, и в чем их роль, не понятно. Советов, как правильно одеваться, они не дают (они ведь не стилистки!), между собой практически не разговаривают, а просто приводят жертву в магазин, просят Валерию Бородину что-то подобрать барышне, потом везут ту к парикмахеру и визажисту, а затем, с визгом и восторгами, представляют видоизмененную героиню родным и близким.
Первая девушка, напомню, «ангельской красоты», которая, по мнению ведущих, именно из-за своей невинности не может себе позволить носить леопардовые принты, была одета Бородиной во что-то, сильно напоминающее кремовую комбинацию с кружевами жутковатенького и дешевенького вида. Зато к этой «ангельской» одежде девушке подобрали радикально черный цвет волос, прическу а-ля Клеопатра с густой челкой и накрасили ужасным черным цветом глаза - как раз, видимо, чтобы подчеркнуть невинность героини. Девушка сразу превратилась в типичную посетительницу провинциальных дискотек, потеряв изрядную долю своего очарования.
Со второй все было еще более драматично: барышня - тренер по айкидо, ни разу в жизни не носившая каблуки и платья. Да, для меня тоже это странно, но так бывает - она просто «пацанка», и очень органична в своих спортивных мужских шортах. Вопрос даже не в том, что ее переодели или покрасили; и даже не в том, что при таких накачанных ногах и руках вообще сложно пытаться выглядеть женственной. И даже не в том, что платье ей с очевидностью не идет, а в том, что она не может во всем этом ходить.
Ну не умеет она носить платья, они ей мешают, давят, раздражают; не умеет ходить на каблуках - когда движется в них, то выглядит хромой на обе ноги. И это выглядит жалко - она, довольно милая в живом общении девушка, становится чудовищно не собой, зажатой, напряженной, неуверенной... Я-то думала, что такие проекты предполагают, что людям помогают найти свой стиль, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки, но нет. «Тетки и шмотки» - это программа для того, чтобы Вася и Каролина поохали, пощебетали о том, «как страшно жить» без шпилек, клатчей, платьюшек и тренчкотиков, и усилиями стилистов поставили на рынок еще две, еще четыре, еще шесть конкурентоспособных пластиковых моделей девушек, полностью соответствующих мужским запросам.
За честность - спасибо.
Ваша Дуся
Фото: tonis.ua, tet.tv