Дуся у телевизора: Как Стоцкая и Семенович делили жениха
«Три богатыря»: границы раздвижения сознания - дело, которое живет и процветает
Новый год я провела у телевизора, и пришла к неутешительным выводам о качестве показанного нашим зрителям телепродукта. У меня даже закралось подозрение, что центральные каналы особенно и не старались увлечь зрителя - большинство всё равно самостоятельно найдет развлечение, а те, кто необъяснимо предан телевизионному новогоднему формату, переварят и такое. В надежде увидеть хоть что-то прекрасное, кроме старых голливудских хитов, я рассеяно щелкала пультом - и обнаружила искомое.
Канал «1+1», уже порадовавший меня многочасовым новогодним «Кварталом-95», а на следующий день - тем же «Кварталом», но уже в формате телефильма с участием ведущих канала, решил сделать меня совсем счастливой. И поэтому вечером показал новогодний мюзикл «Три богатыря», анонсированный на сайте как «музыкальная комедия, авторы которой сознательно изменили сюжетную линию всем известной сказки». Пока я мучительно пыталась вспомнить, что это за всем известная сказка о трех богатырях, начался фильм.
Признаю, что я несправедливо хаяла наших телевизионщиков, неспособных создать хоть сколько-нибудь смотрибельный продукт для людей с нормальным зрением, слухом и младше 85. Ибо российские коллеги преуспели на этом поприще еще меньше. Если наши попытки создать что-то смешное и развлекательное выглядели бедненько, но чистенько, то канал «Россия» продемонстрировал своим зрителям настолько бессмысленную феерию, что я до сих пор под впечатлением.
Гениальная находка режиссера Александра Игудина и сценаристов проекта заключалась в том, чтобы объединить все известные истории, в которых присутствуют три героя. Так в сюжете мюзикла появились три толстяка, три богатыря, три мушкетера - ну и просто так, за компанию, царь Салтан, какой-то там султан и полагающиеся им белочки и гаремные наложницы.
С первого кадра стало понятно, что границы раздвижения сознания - дело, которое живет и процветает. Три богатыря в исполнении Гальцева, Стоянова и Аскарова напоминают дискоболы, пользующиеся популярностью на провинциальных дискотеках - так же переливаются, отражают свет и даже очертаниями фигуры, по крайней мере Стоянов, напоминает именно шар. Вообще костюмы в мюзикле обрадовали бы любой центр по прокату карнавального ужаса - всё блестит и обязательно с жуткими стразами.
Еще интересней то, как выглядели декорации - я была уверена, что их нарисовали не очень опытные пользователи программ компьютерной графики, но российские СМИ сообщали, что для съемок строили специальные декорации на Ленфильме. Там же, как не без гордости заметил Игудин, и Александр Роу снимал свои сказки, вошедшие в историю советского кинематографа, - и добавил, что и фильму «Три богатыря» тем самым место в истории обеспечено. Я бы не была так уверена.
Как обычно в новогодних мюзиклах, в самое сердце поражают персонажи, сложные хитросплетения сюжета и, конечно, песни. Кроме постоянно мелькавших в массовке казаков в шароварах, весело отплясывающих гопак - видимо, донских казаков, мы, как братская страна, поставили в мюзикл еще и главную фактически героиню - Верку Сердючку, на этот раз изображавшую Бабу-Ягу. Ну, Данилко везде одинаков, и везде он мечтает о принце - что в роли кардинальши в уже существующем мюзикле о трех мушкетерицах, что в роли мачехи в «Золушке», ну, одним соловом, поиск мужа - это главное занятие персонажей Сердючки последние лет десять. В этот раз, вы будете смеяться, Данилко пел ремейк на песню Пугачевой «Настоящий полковник» - только Баба Яга пела о настоящем поклоннике.
Получилось довольно грустно - хоть на подтанцовках у Данилко и был кордебалет стройных кикимор, видно, что с каждым годом ей всё труднее поверить в счастливый исход дела. Зато, очевидно, Сердючку реабилитировали в России, раз она снова занимает своим обширным бюстом 70% экранного времени. Даже ее конкурентка Анна Семенович, заморская принцесса, приехавшая, чтобы выйти замуж за принца Ивана (Алексей Воробьев) и тем самым разлучить его с Марьей-Искусницей (Анастасия Стоцкая), не смогла перекрыть своими формами настырную Бабу-Ягу.
Руководствуясь поговоркой о сказке, в которой всегда содержится намек, я готова признать, что создатели фильма как нельзя более реально оценивают положение дел в России. Самым главным подвигом богатырей стало пожирание 19 блюд; самыми болевыми точками, раскрытыми в песнях - пробки на дорогах (об этом шла речь в кавере на «Три белых коня»), пьянство - об этом пел постаревший Боярский в роли Д'Артаньяна, плохие строители - три поросенка-богатыря жаловались на некачественные спортивные объекты в Сочи, напевая «Уноси готовенького», и алчность жен - это коронный выход султана, почему-то явно семитского происхождения, с песенкой «Если бы я был султан».
Но самое интересное - это, конечно, завязка сюжета: Царь-батюшка (обычный-демократичный, как не преминули подчеркнуть в песенке) в исполнении Ефима Шифрина предлагает Марье-Искуснице побороться за руку и сердце жениха с заморской принцессой - и отправляет ее за пером жар-птицы. Конечно, в сказках мужчина должен совершить подвиг и достать звездочку с неба - но гендерная обстановка в России такова, что не до традиций уже. По ходу дела Марью-Искусницу в соцсети завлекает Баба-Яга, так что девушка на какое-то время становится потерянной для общества, в том числе и мужского - всё зло, как мы знаем, от соцсетей! - и за пером отправляются богатыри. На их пути встречается золотой соловей всея Руси, народный свист Тьмутаракани - Николай Басков, он же Соловей-Разбойник, честно признающийся, что деньги ему не нужны, он уже всё себе насвистел на юбилее у лешего - так что он остро нуждается только в молодильных яблочках. И это, нельзя не заметить, тоже справедливо.
Дальше - еще интереснее: богатыри летят во Францию за косметическим средством для Баскова. И после их превращения в мушкетеров и квартета с Боярским (в шляпе, через слово говорящим «каналья») зрители наслаждаются краткой историей с подвесками. Танго, которое исполняет Анна Австрийская (Кристина Орбакайте) и Кардинал (Филипп Киркоров), раскрывает нам сложные семейные отношения в семье королевы-матери (прозрачный намек на Пугачеву): Киркоров - далеко не святой отец, заведший двух внебрачных детей; а сама Кристина отказывает ему в благосклонности на том основании, что он ей в отцы годится. Вся эта двусмысленность была бы смешной, если бы практически такие же диалоги, только в прозе, я не слушала на новогоднем огоньке, которые вели Галкин и Киркоров. Под конец Киркоров поет, что его молчание стоит даже больше, чем пение - и я, вы знаете, даже удивилась такой трезвой оценке достижений Филиппа Бедросовича.
Затем богатыри, миновав Францию и превратившись из мушкетеров в гаремных наложниц, танцуют танец живота - это настоящий трэш. Этот эпизод я смотрела в надежде, что хуже не будет - но нет: впереди меня ждало пение трех поросят, а также дуэт Данильца и Моисеенко, - еще один подарок от нашего стола северному столику. Но апофеозом, разумеется, была песня Белки, которая (по Пушкину) пела под елью и выдавала изумруд и золото. Эта роль досталась Елене Воробей, и ее песня - настоящий шедевр: на мотив «Ямайки» Елена голосила: «Я белка! Я белка! Знают всё, что только белка смех и радость всем приносит людям!». Верно подмечено.
После партии Белки, «вовремя отдуплившейся», то есть покинувшей родное гнездо, чтобы взлететь к вершинам шоубиза, я уже была как раз в том состоянии именно сознания, которое, видимо, и стремились вызвать у своих зрителей канал «Россия» и родной «1+1» - и совершенно при этом не нарушая закон! Очень экономно. Вы поверите, если я скажу, что сказка завершилась всеобщим счастьем? Каждый получил, что хотел: Марья - Ивана; принцесса - богатыря с недвижимостью; Баба-Яга - другого богатыря (контрольный поцелуй Данилко и Гальцева представляет собой кульминационный момент всего славянского мюзикла-фэнтези), а третий почему-то не заработал невесту. Молодой еще, видимо.
Завершился этот невообразимый винегрет перепевкой песни «Вдруг как в сказке скрипнула дверь» - в которой Филипп Киркоров, среди прочего, пел строку о том, что красота спасет мир - всем своим видом давая понять, что именно его ненатуральное и отфотошопленное лицо и есть спасительная для мира красота. После чего зазвучал бодрый призыв: «Звезды, на парад становись - чтоб сказку делать былью!». Но уж лучше не надо - а то вдруг и правда однажды мы проснемся в мире их былей. Тьфу-тьфу-тьфу через левое плечо.
Ваша Дуся
Фото: ria.ru, rg.ru