«Громадське ТБ»: реальный протест в реальном времени
19-го января, во время событий на Майдане и Грушевского, мое внимание было приковано к «Громадському ТБ» - оно одно из немногих ресурсов достаточно полно освещало все события Вече и последовавшие за ним бои на улице Грушевского. Конечно, много стримов было сделано не собственно журналистами «Громадського», поскольку канал транслировал виде «Эспрессо ТВ» и других каналов - в некоторые моменты из-за количества логотипов было даже непонятно, кто кого транслирует. Конечно, стримы Насти Станко из самой гущи событий были самыми малоинформативными и слишком без комментариев. Конечно, пропадали часто звук и картинка - но в итоге, надо признать, что эфир получился одним из самых напряженных и захватывающих.
Было много неожиданного. Например, практически сольное выступление Богдана Кутепова в студии - поскольку старшие товарищи, как их называет сам Кутепов, либо отсутствовали (например, Мустафа Найем), либо заступали на вахту в студию после Кутепова. Так или иначе, чувствовалось, что единой позиции «Громадського» по поводу того, как надо освещать события и насколько сбалансированными нужно давать новости в эфир - нет.
Об этом неоднократно в эфире заявлял сам Кутепов, постоянно заочно полемизируя с «умеренным» крылом канала, в частности, с Натальей Гуменюк, которая, судя по репликам ведущего, явно призывает коллег давать слова представителям Партии регионов, никак не включаться в протест и находиться «над ним». Было видно, что Кутепову сложно сдерживаться и не афишировать свою позицию - явно менее сбалансированную. Но все равно, даже при часто нелицеприятных комментариях зрителей, тысячами появляющихся рядом с видео студии, «Громадське» смотрели до глубокой ночи более ста тысяч человек. И, несмотря на отсутствие внятных новостей, а просто за счет эмоционального накала и реалистичной картинки, их эфир смотреть было интереснее, чем многие другие онлайн эфиры.
Отстояв свою вахту в студии - с частыми призывами поддержать канал деньгами, даже слишком, на мой взгляд, частыми - Кутепов отправился в зону боевых действий, уступив место Роману Скрыпину и Насте Станко. И тут надо отметить несколько моментов. Во-первых, в студию именно к «Громадському» пришел Виталий Кличко - единственный лидер оппозиции, который не растворился в воздухе, честно выдержал удар, точнее, нежелание общаться с политиками в его лице от радикально настроенной части протестующих, и единственный, кто сделал хоть какие-то реальные шаги. Насколько они оказались эффективными - покажет время, но рейтинг Кличко за эти сутки явно подрос. Побывав в Межигорье, где боксер и политик пытался уговорить Януковича остановить «Беркут», в эфире «Громадського» он даже произнес слово «отставка», которое, впрочем, президент, по словам Кличко, проигнорировал. Поскольку никто другой - ну разве что Клюев и Захарченко - не были 19-го января интересны аудитории, можно сказать, что эта беседа в студии была самым осмысленным событием вчерашнего телевизионного вечера.
Удивительно, что Кличко выдержал даже не слишком приятные вопросы Скрыпина, явно старался - притом, что он очень неважный спикер - объяснить свою позицию, как действие, так и бездействие, и вообще вел себя как живой человек. Настя Станко, правда, все время перебивала Кличко и Скрыпина описанием своих впечатлений и подтверждала даже факты, которые не требовали чьего-то подтверждения. Но, возможно, это реакция на стресс, - ведь она незадолго до эфира вернулась прямо из гущи боевых событий.
Зато меня очень порадовала непосредственность ведущей, которая чуть было не продиктовала вслух телефонный номер Парубия, которому нужно было звонить. И так же не смущаясь заявила, что у нее нет денег на счету, поэтому она не может продолжить разговор с политиком. Тут же зрители стали пополнять счет ведущей - и я порадовалась такой солидарности зрителей и журналистов. Скрыпин же был на редкость выдержан и терпелив, видимо, сказывается усталость и общий не слишком оптимистичный настрой.
Пока два ведущих разговаривали с Кличко, а затем со зрителями, временами снимая камерой из окна идущие мимо офиса в сторону Грушевского водометы, Богдан Кутепов отправился снимать противостояние митингующих и людей в форме. И находился настолько близко и настолько в гуще, что я собственными глазами видела, как поджигают бутылки, как шипят файеры, как замахиваются протестующие, как летят в них в ответ камни и как поливает их водомет. Бесстрашию (или адреналиновому выбросу) журналиста можно только поаплодировать. А еще очень трогательно было смотреть, как он пытается спасти колесо практически сгоревшей дотла машины, неудачно припаркованной у входа на стадион имени Лобановского. Сразу видно - автомобилист.
Глядя на происходящее и на Грушевского, и в студии, я понимала, что ни украинцы вообще, ни журналисты в частности уже никогда не будут лишены некоего активистского зуда. Другое дело, что после публикации законов от 16 января вероятнее всего, и журналисты, и другие граждане нашей многострадальной родины вряд ли смогут его реализовывать в ставших привычными за последние два месяца формами. Но, в конце концов, будем спасать голодных синичек и упрямо неразмножающихся панд - то же ведь способ проявить гражданскую позицию и заботу о благополучии родины.
Ваша Дуся
Фото: hromadske.tv, Максим Лисовой