«Ной»: полубиблейский «Властелин колец» о борьбе прораба с безбилетником за здоровый образ жизни
Долгожданный фильм Даррена Аронофски «Ной» вышел в прокат - и, сдается мне, господа, это была комедия. Поскольку я давно не смеялась в зале так, как в "Синема-Сити" на премьере ленты с библейским, в общем-то, сюжетом. Хотя, надо признать, что от Библии в фильме осталась только фабула - а остальное было взято режиссером и сценаристом картины у Толкина во «Властелине колец».
Фильм, как всегда у Аронофски, безупречно снят, и в нем, как и других работах режиссера, имеется пара красивых визуальных решений. Черные силуэты вечно погибающих во всех мировых войнах безымянных солдат, например. Или история рождения Вселенной, в точности следующая теории Большого взрыва. На эти компьютерные эффекты, видимо, и ушел весь 125-ти миллионный бюджет фильма. Так что на роли второстепенных персонажей, в частности, детей Ноя Сима, Хама и Иафета, актеров взяли бюджетненьких, то есть совсем невыразительных. Ну и Эмма Уотcон в роли невестки Ноя смотрится не намного убедительней - видно, что роль колдуньи-заучки из «Гарри Поттера» мешает ей сосредоточиться на переживаниях основательницы нового человечества. И в критические моменты фильма, особенно, когда нужно спасти собственных дочерей, ей очень не хватает метлы и волшебной палочки. Впрочем, Энтони Хопкинс, исполняющий роль старца Мафусаила, тоже скорее больше похож на престарелую Галадриэль, чем на библейского долгожителя.
Вообще в фильме чудовищно много магии: оказывается, у потомков Каина было какое-то мифическое ископаемое, которым можно и огонь развести, и пострелять в случае чего. Огнестрел, конечно, однозарядный, но даже и этого одного выстрела хватает, чтобы поразить впечатлительного зрителя насмерть. Впрочем, впечатлиться есть от чего даже зрителю подкованному, а уж что происходит с теми, что читал Ветхий Завет и, не дай бог, верит ему, я даже представить себе не могу.
Кроме допотопного (в прямом и переносном смыслах этого слова) огнестрельного оружия, участникам драмы неплохо знакомы мечи, доспехи и прочие военные приспособления; а сам ветхозаветный старец Ной (напомню, в тексте ему как раз исполняется 600 лет) выглядит исключительно подкачанным и бойким. Видимо, сказываются навыки, приобретенные исполнителем главной роли Расселом Кроу в процессе съемок фильма «Гладиатор».
Правда, биться герою по ходу фильма приходится мало; в основном за него «мочатся» с погрязшим в грехах человечеством ангелы-трансформеры. Причем у падших, и потому обращенных фантазией Аронофского в каменных многоруких монстров, ангелов есть чувство юмора и многофункциональность - на самом деле, Ковчег строят именно они, а Ной при них кто-то вроде прораба. А уж когда приходит время финальной битвы - тут проявляются боевые качества трансформеров, которые с особенным энтузиазмом уничтожают людей в тот момент, когда Господь возносит на их глазах павшего в этой битве товарища прямо на небеса.
Не спрашивайте, как ангела можно убить. Не спрашивайте, откуда у Ноя появилась армия каменных гастарбайтеров, и откуда у Мафусаила такое семечко, из которого за один день вырастает лес - прямо как у все той же Галадриэли во «Властелине колец». Все это совершенно не важно - потому что фильм «Ной» снят просто по мотивам поразившей режиссера в детстве истории. Так что и ангелы, и то, что у сыновей Ноя нет жен (хотя в библейском тексте они были), и потому они все время озабочены поиском женщин; и то, что на ковчеге был человек-безбилетник, которого подкармливал Хам, и многое другое - все эти нелепости в итоге складываются в какой-то совершенно волшебный винегрет, и про оригинальную историю забываешь.
Конечно, несколько смущает качество машинной вязки нарядов библейского семейства, особенно четко видное в 3D, но все это для человека, который пришел в зал поглощать попкорн, совершенно не важно. Ну и я решила не обращать внимания.
Главная коллизия сюжета, как выяснилось на втором часу ленты, не в том, как был построен Ковчег, и не в том, как побыстрее унести ноги с проклятой земли - а как угомонить разбушевавшегося отца семейства, который хочет вместе со всем человечеством погубить и собственных отпрысков. Но следить за ней было не слишком интересно; в конце концов, вокруг меня был полный зал людей, а значит, замысел Ноя был обречен на неудачу - ведь все мы его отпрыски после Потопа.
Гораздо интереснее было наблюдать, как убежденный вегетарианец Аронофски вбивает в голову зрителей идею о пагубности животных белков - жаль только, что в фильме не было указано, что именно Ною, пришвартовавшемуся к Арарату, Господь разрешил есть «все, что движется» - так что старец под конец жизни стал вполне себе мясоедом, да к тому же выпивохой.
Еще меня все время волновала одна деталь: всех гадов, птиц и прочих парнокопытных, бредущих в Ковчег, зрителям показали весьма подробно - и носорогов, и слонов, и зебр. А вот пингвинов и жирафов - нет, так что я беспокоилась и за тех, и за других. К сожалению, судьба этих видов оказалась в фильме не раскрыта, да к тому же одну ящерицу сожрал безбилетник. Что навело меня на мысль, что в ряду первоисточников фильма занимает не последнюю роль «История мира в 10 с ½ главах » Джулиана Барнса, в которой как раз речь идет о непоправимом уроне видовому разнообразию, нанесенном обжорством Хама.
И, напоследок. Посмотреть фильм, конечно, нужно - хотя бы, чтобы понять, как у автора "Реквиема по мечте", "Черного лебедя" и "Рестлера" мог получиться "Ной". Или просто чтобы получить удовольствие.
Ваша Дуся
Фото: B&H film distribution