«Лига Мечты»: фильм от ФИФА о том, как Депардье сдал киевский «Матч смерти» России
Презентация компанией ParakeeT film в Киеве фильма «Лига мечты», приуроченного к Чемпионату миру по футболу в Бразилии, заставила оторваться от насиженного кресла и посетить «Мультиплекс» самого главного редактора «Дуси». И не потому, что Дуся и Муся от футбола далеки - нет, игру с мячом они как раз обожают, но интерес к ней у них вполне предметный, и лишать девчонок предпоследнего шанса увидеть на телеэкранах красавчика Фернандо Торреса (аминь, Испания!) было бы совсем нехорошо.
«Лига мечты» удивить сумела уже с первых титров. Во-первых, названием - в оригинале англоязычный фильм Фредерика Обюртена зовется «United Passions» (явный каламбур с отсылкой к United Nations). Конечно, сохранять игру слов и переводить название как «Организация объединенных страстей» было бы тоже странновато, но клиническое нежелание российских кинопрокатчиков (а именно в российском переводе фильм пришел в Украину) хоть чуть-чуть вникать в смысл штампов, которыми они обзывают западные картины, бесит гораздо больше. Какая еще «лига» - тем более в фильме на футбольную тематику, где у этого слова есть вполне конкретное значение? Впрочем, Обюртену не привыкать - его, пожалуй, самый известный на наших просторах фильм «Сан-Антонио» (милую пародию на бондиану с тем же Депардье в роли детектива по фамилии Сан-Антонио) российские «надмозги» 10 лет назад догадались вообще обозвать «Профессионалы». Учитывая, что словом «Профессионал», на беду принесенным в соседский кинопрокат еще древним Бельмондо, в России зачем-то принято переименовывать хотя бы по одному фильму в год (пусть там даже Стетхэм играет), - конечно, лучший способ запомниться телезрителю...
Однако вернемся к футболу. Второй раз удивляться титрам приходится, когда на экране высвечивается «возрастной рейтинг» фильма - «6+». Это, видимо, такая остроумная режиссерская шутка, поскольку выдержать весь «фильм о футболе», преимущественно состоящий из разговоров каких-то дядек, какому-нибудь юному болельщику будет неимоверно трудно. Впрочем, непросто дается лента и взрослым почитателям таланта звездных актеров.
Главное ощущение, не покидающее зрителя при просмотре фильма: режиссер снимал подробный десятисерийный телесериал об истории создания ФИФА, но в результате продюсеры заставили его искромсать по живому весь материал и вместить куцую выжимку в двухчасовую киноверсию. Иначе объяснить кучу смысловых провалов и пробелов, не говоря уже о просто несоразмерном внимании к разным эпизодам истории Кубка мира и откровенно лишней режиссерской отсебятине, не представляется возможным.
Хоть в фильме и сияют три актерские глыбы, призванные символизировать три разные эпохи в мировом футболе, лента условно разбивается на две слабо связанные между собой части. В первой, после симпатично снятой истории создания маргиналами-энтузиастами самой Международной федерации футбольных ассоциаций, воцаряется Жерар Депардье в роли Жюля Риме, президента ФИФА с 1921 по 1954 гг.. На Депардье в фильме стоит смотреть ровно столько времени, сколько в фильме развивается сюжет об авантюре с проведением первого чемпионата мира в Уругвае (украинского болельщика, помнящего наше Евро-2012, особо порадуют кадры с полудостроенным стадионом «Сентенарио» на фоне радостных заверений организаторов в стопроцентной готовности к чемпионату - как известно, главную арену ЧМ-1930 и в самом деле ввели в строй лишь на 6-й день первенства). Остальное время Риме занят какими-то пафосными рефлексиями и задушевными разговорами со своей дочерью и коллегами-функционерами. Кульминацией бредового пафоса становится обсуждение героем Депардье легендарного «Матча смерти». За пять минут восторженных славословий, перемежающихся пошлыми заблюренными постановочными кадрами, которым бы и Безруков позавидовал, Депардье столько раз говорит о героизме и мастерстве «русских» (которым противостояли «тренированные» немцы - словно с любительским «Флакельфом» в Киеве не профессиональные футболисты играли, а случайные хлеборезы), что начинает сводить скулы.
Конечно, нет никаких сомнений в том, что для реального Жюля Риме в 1942-м году футболисты столицы одной из республик СССР никем, кроме «русских», и быть не могли, но все же за последние полгода режиссер мог бы и догадаться, что вымышленная русофильская проповедь на основе киевских событий может быть воспринята зрителями очень неоднозначно. Особенно сейчас, когда весь мир наблюдает за очередной оккупацией Украины фашистами, и фашисты эти, в отличие от киевских участников «Матча смерти», действительно самые что ни на есть русские, - пафосное противопоставление фашистов и «героических русских» на этом фоне выглядит не только глупо, но и подловато. В любом случае, прежде чем ставить окончательный диагноз Обюртену и Депардье, было бы неплохо взглянуть на этот эпизод фильма в оригинале, до дублирования нашими любящими московскими «братьями».
После натужной слезы Депардье по русским (обстановку в кинозале «Мультиплекса», накалившуюся от созерцания эпизода, разрядил лишь заряд какого-то зрителя «Путин - ...», утонувший в овациях зала даже без произнесения второго слова кричалки) уже не терпелось, чтобы Риме поскорее ушел с экрана на покой и дал дорогу следующему президенту ФИФА Жоао Авеланжу. И сыгравший бразильца Сэм Нил, равно как и вскоре присоединившийся к «команде ФИФА» Йозеф Блаттер-Тим Рот, не подвел.
Условная вторая часть фильма, хоть и снабжена не меньшим количеством пафосных реплик, вызывает гораздо меньше раздражения. Видимо, потому, что Роту и Нилу удалось создать яркие образы расчетливых и жестких политиков-функционеров, реально существующих в природе, в отличие от Депардье, смахивающего на хитрого, но почему-то принципиального и возвышенного простофилю. Когда Нил-Авеланж задвигает пламенные антирасистские лозунги даже в разговорах с собственными подчиненными, уже по его лицу видно, что при всем своем согласии с их истинностью его герой мотивируется далеко не только заботами о равенстве и братстве. И продемонстрированное далее в фильме голосование африканских членов ФИФА за избрание Авеланжа президентом подтверждает догадку. Игра Нила и Рота в фильме становится именно тем, что позволяет склеить пошлые диалоги сценариста с показанными в фильме реальными историческими фактами.
Хотя поработать голливудским звездам над непростым заданием довелось в поте лица: сценарий, будем откровенны, действительно ужасен. Конечно, снимать фильм про ФИФА, приуроченный к очередному чемпионату, штука стремная - особенно если перед тобой стоит задание обелить репутацию нынешнего и бывшего руководства одной из крупнейших международных организаций и 40 раз напомнить зрителю об очевидных гуманистических лозунгах мирового футбола. Строить драматургию фильма на победной борьбе бюрократов за собственную власть против происков невидимых врагов - дело неблагодарное: сложно убедить зрителя, что равенство, братство и проведение футбольных чемпионатов мира зависят только от того, какой шишке достанется пост президента ФИФА. В результате фильм Обюртена выглядит явной халтурой, оставляющей больше вопросов, чем ответов.
Зритель выходит из кинотеатра, так и не поняв: кто же все-таки украл те 200 тысяч франков из бюджета ФИФА, из-за которых пресса травит Блаттера и Авеланжа? Кто те «предатели», которые так отчаянно пытались сместить героя Тима Рота с должности в 2002 году? Откуда столько личного президентского трагизма в постановке известного исторического анекдота о вручении Жюлем Риме Кубка мира-1950 команде Уругвая?
При всем при этом в фильме хватает действительно удачных моментов: прекрасно сняты переговоры Зеппа Блаттера (еще не президента, но уже генсека ФИФА) с Хорстом Дасслером о привлечении фирмы «Адидас» к спонсированию чемпионатов мира, сцены личного общения Блаттера и Авеланжа прямо-таки излучают обаяние, а из уст героев звучат остроумные чисто футбольные подколки в адрес нынешнего президента ФИФА насчет видеоповторов и любви к женскому футболу. Однако эти эпизоды, доказывающие, что у комедийного режиссера Обюртена мог получиться действительно динамичный и яркий фильм, просто теряются в куче унылой банальщины и загнивают под толстым-толстым слоем пафоса.
В общем, если вы поклонник таланта Тима Рота и Сэма Нила, то на «Лигу мечты» вам сходить однозначно стоит - этот дуэт действительно прекрасен, а понаблюдать за тем, как дубовые сценарные фразы их усилиями превращаются в нечто приятное глазу и уху, - отдельное удовольствие. Если вас интересует история футбола, что-то новое вы из фильма почерпнете вряд ли - но взглянуть на известные вещи под непривычным болельщику углом сможете. Как фильм непосредственно о футболе «Лига мечты» ничего из себя не представляет - футбола здесь чрезвычайно мало, да и тот представлен преимущественно в виде коротеньких фрагментов всем известных видеозаписей былых чемпионатов да откровенно слабых, хоть и навязчивых кадров дворовой игры в мяч. Впрочем, этим страдают большинство фильмов о самой популярной игре в мире, а особенно исторических.
А вот поклонникам кинематографа в целом на сеансах делать будет категорически нечего. Разве что из чисто мазохистских соображений прийти, набрать попкорна, дождаться восхищения Депардье «русскими» киевлянами и не сдерживаясь запеть со всем залом: «Путин - ху@лооо!» И причин для этого на самом деле больше, чем кажется - ведь наши кинопрокатчики пообещали с каждого проданного билета 5 гривень направлять в помощь украинской армии. Ради такого дела можно и Депардье с Обюртеном потерпеть, а Рот и Нил вам в этом наверняка помогут.
Юрко Космина
Лига мечты (United Passions)
Франция
Год выпуска: 2014
Режиссер: Фредерик Обюртен
В главных ролях: Тим Рот, Томас Кречманн, Сэм Нил, Карина Ломбард, Жерар Депардье, Джемайма Уэст, Фишер Стивенс, Джейсон Бэрри, Майк МакГлоун, Энтони Хиггинс
Продолжительность: 110 мин.
В кинотеатрах Украины - с 3 июля
Фото: kinopoisk.ru, ParakeeT film