Back in the USSR: журналисты «1+1» устроили тайную ревизию бывших советских республик
Канал «1+1» сегодня представил свой новый 7-серийный проект «15 республик». Мероприятие было организовано для узкого круга журналистов, и я, конечно, оказалась в числе приглашенных. Задумка проекта хороша: журналисты решили увидеть своими глазами, как живут в бывших союзных республиках сейчас, когда с момента развала СССР прошло уже более 20 лет. Идея не толькл интересная, но и актуальная, учитывая, что в России ностальгия по утраченной империи приобрела черты одной из скреп государственного управления, а президент этого государства сошел с ума и действительно хочет восстановить «русский мир» в границах рухнувшего Совка.
Во время сегодняшней презентации показали первую серию "15 республик", полностью посвященную России. Сразу отмечу, что проект мне понравился, хотя возникло ощущение (и не у меня одной), что в часовую программу вошло слишком мало материала. После показа кто-то из присутствовавших в зале журналистов поинтересовался, не планируют ли по отснятому в России материалу сделать целый фильм. Автор идеи и один из журналистов-путешественников, в рамках проекта объездивший все республики бывшего Совка, Дмитрий Волков и глава департамента журналистских расследований Максим Шиленко, под чьим руководством и делался проект, как-то неуверенно ответили, что скорее всего фильма не будет. А жаль. Но еще обиднее, что только первая серия проекта представляет отдельную республику – бывшую РСФСР. Остальные будут объединены по две-три в один выпуск, так что из всего массива, отснятого командами «Плюсов» в бывших республиках СССР, в выпуски войдет еще меньше материала, чем по России.
Съемочных групп было две. По задумке Волкова, страну должны представлять, так сказать, с фасада и с черного хода: одна группа ехала по официальным каналам, аккредитовываясь через МИД и представляя «парадную» картинку; вторая ехала как туристы и снимала скрытыми камерами, телефонами и фотоаппаратами. Снимать официальную часть выпало спортивному журналисту канала Константину Андриюку. Как он сам сказал, его подключили к проекту из-за «горящих глаз», поскольку он страшно увлекся идеей. А вот самая тяжелая часть съемок – путешествие под видом туриста в самые нетуристические места по самым странным маршрутам бывших республик - досталось Волкову. Впрочем, он был не один. Хотя оператор в его случае был не нужен, поскольку всех своих героев он снимал без разрешения, тайком, с ним поехал коллега, который выполнял обязанности продюсера, а в случае надобности мог бы выступить и как охранник, поскольку в прошлом он был боксером. К счастью, боксерские навыки попутчика Волкова не понадобились, и вообще, журналисты утверждают, что в процессе «тайных съемок» завели много приятных знакомств. Вот только Россия стала исключением: это была единственная страна, где украинских «туристов» просто так, по собственной воле, не пригласили в гости. Впрочем, может это просто Якутия такая негостеприимная часть РФ?
Как вы уже поняли, Андриюк поехал в Москву и Питер, а Волков отправился в республику Саха, в прошлом Якутскую АССР – кормилицу и поилицу российского бюджета, ведь здесь добывают нефть, газ, алмазы и золото. В общем и целом понятно, что сняли там журналисты «Плюсов»: грязь, разруху и дикую дороговизну, которая продиктована высокими зарплатами нефтяников. Например, чтобы прокатиться на ракете по реке Лене, за 12-часовое путешествие пришлось заплатить 2700 гривен. И, попрошу заметить, дорога по реке – единственная транспортная артерия республики, чья площадь больше Казахстана и в пять с половиной раз больше территории Франции. Дорог там просто нет, так что летом по реке, а зимой исключительно самолетами передвигаются жители этого далекого края. Сколько стоит билет на самолет даже трудно себе представить.
Я, конечно, ради сохранения интриги не буду рассказывать вам о приключениях журналистов, снимавших проект четыре месяца, колеся по независимым странам. Но могу сказать, что Россия не была единственной страной, в которой у журналистов возникали трудности со съемками. В Узбекистане им вообще запретили снимать, а в Таджикистане Волкова просто задержали – посмотрите и сами узнаете, за что и как он выпутывался из этой ситуации.
После просмотра я поговорила с участниками проекта обо всем понемножку.
- По какой причине вам отказали в съемках в России?
Дмитрий Волков: Не то чтобы отказали, а просто игнорировали наши запросы в МИДе. Ответ такой: ваш запрос рассматривается. Мы в каждую страну отправляли запросы по одному и тому же алгоритму, но в России и Узбекистане нам отказали. Россию мы показываем первой, но по сути она была 13 страной, куда мы ехали
Константин Андриюк: 12 – или ты и Финляндию считаешь?
- А вы и в Финляндии собирались снимать – как в очень недолгой, но все же республике СССР?
Волков: Нет. Мы просто решили показать на контрасте то, как живут в тех странах, где не было Советского союза. И там, конечно, все по-другому. Первое, что мы увидели, – это люди, которые лечат деревья. Проводят им ультразвуковое исследование, чтобы найти пустоты в парковых деревьях и помочь им выжить. Когда у нас тут безо всяких согласований спиливают деревья – там их лечат.
- А что сказала вам контролерша на «ракете», когда увидела у вас паспорта Украины? Была какая-то реакция?
Волков: Да. Сказала нам «у вас война, а вы катаетесь». Но на нас вообще мало обращали внимание, мы ведь в основном снимали на телефон, у нас не было профессиональной техники, потому что в некоторых странах съемка на профессиональную технику вообще запрещена. Много было разных историй. В Узбекистане, например, у нас забрали паспорта, и мы два дня просидели в пустыне. Мы приехали в Учкудук, город из песни, и там выяснилось, что гостиницы не регистрируют иностранных граждан. А без регистрации ты не можешь передвигаться по городу, так что пришлось уехать в другой город.
- Название фильма не соответствует действительности, да? Ведь республик всего 14. Про Украину вы не снимали?
Волков: Нет. Украина – за окном. А мы примеряли все, что увидели, на себя. И сравнивали с тем, что видим за нашим окном.
- Где было сложнее всего снимать?
Волков: В Узбекистане. И еще в Приднестровье – у обеих съемочных групп были проблемы. Мы, например, хотели въехать через их границу, но как только они поняли, что в машине журналисты, нам всем сразу отказали во въезде. И заявили, что ни через какой другой пропускной пункт мы туда не попадем. Но поскольку это страна глубокого Совка, мы понимали, что пока они передадут наши данные и фото, будет такая долгая бюрократическая процедура, что мы на следующий день заехали с другой стороны – и нас преспокойно пропустили.
- Вы знали, куда будете снимать?
Волков: Нет. Бывало так, что мы просто садились на ближайший поезд и ехали. Правда, мы ориентировались на города и области, которые важны для наполнения бюджета страны.
- У вас сложилось впечатление, что чем больше страна ностальгирует по СССР, тем хуже она живет?
Волков: В целом да. Но люди везде хорошие, добрые. У нас были очень разные встречи. Например, в Приднестровье нам попался таксист, который хорошо знает семью Порошенко. А в Киргизстане на нас пытался напасть пьяный киргиз на лошади. В Таджикистане я случайно нарушил границу и меня арестовали, но после того, как я начал с командиром, заливать ему, как я люблю Совок, он просто меня отпустил. В Узбекистане пришлось давать взятку. Ну а самые, конечно, душевные встречи были в Грузии.
- Как вы находили людей, которые пускали вас к себе домой, Константин? (в «официальной» части проекта Константин брал интервью у местных жителей, снимая их в их жилищах)
Андриюк: Через МИД. Понятно, что большинство этих семей – это те, кто представляет страну так, как хочет этого МИД и официальная власть. Мы знали это и не были против: ведь моя задача была показать страну такой, какой она хочет, чтобы ее видели иностранцы. Поэтому когда нам давали контакты «среднестатистических семей», среди них чаще всего оказывались директора автосалонов, заводов, крупные менеджеры, чья жизнь существенно отличалась от жизнь других большинства людей в стране.
- Вам понадобился боксерский опыт в путешествии, Александр?
- Нет. Мы шли с миром (смеется).
В общем, много впечатлений было и у журналистов, снимавших проект, и у журналистов, его смотревших. Только руководитель Департамента Максим Шиленко как-то молчал в партере, грустно улыбаясь. Но я все-таки задала ему несколько вопросов.
- Этой осенью, кроме «15 республик», канал анонсировал премьеру «Секретов Бандеры» производства вашего Департамента ко дню смерти Степана 15 октября. Показ проект отложили до дня рождения Бандеры?
- Ну, на Новый год среди развлекательных программ его ставить не будут, но в 20-х числах декабре мы его покажем. Никаких политических моментов в задержке нет – мы просто кое-то доснимаем для проекта.
- У «15 республик» отличная заставка – чья идея и воплощение?
- Саму заставку делал наш промо-отдел. Они предлагали нам четыре идеи, и все были неплохие, сначала мы выбрали две – и потом, после долгих споров, из двух остановили свой выбор на этой, с серпом и молотом, которые превращаются в число 15.
- В релизе указано, что вы сделали проект, чтобы противостоять пропаганде СССР, которую сейчас массировано продвигает Россия. Чувствуете себя на передовой информационной войны?
- С учетом моих остальных проектов мы точно на этой передовой информационной. У меня еще «Гроші», «Украинские сенсации», «Секретные материалы». Но мы не занимаемся пропагандой.
- Да? А в чем отличие?
- В правде.
Смотреть правду о «15 республиках» можно будет на "1+1 уже в ближайшее воскресенье, 16 ноября, в 18:30.
Дуся
Фото: