Дуся у телевизора: теракт в Мариуполе - драма, боль и средство пиара
«Украина» дала самый эмоциональный сюжет среди четырех каналов: в кадре была и девушка, которая дико кричала, и плачущий взрослый мужчина, и врач больницы, который говорил о трехлетней девочке, которой «ампутировали ножку»
Утром в субботу, 24 января, район Восточный города Мариуполя был обстрелян из «градов»– как было понятно сразу, со стороны пророссийских боевиков – но это тут же подтвердила комиссия ОБСЕ, НАТО, СБУ и РНБО. Погибло 30 человек, более ста раненых, более десяти – тяжело. Большинство каналов изменили сетку вещания в связи с трагедией, отказались от развлекательных программ или перешли в режим марафона, посвященному событиям.
Я же решила посмотреть, как о трагедии рассказывали в итоговых новостях крупнейших всеукраинских каналов.
Начну с поразившего меня больше других сюжета канала «Украина» в «Событиях недели » с Олегом Панютой. Эта программа, напомню зрителям, редко смотрящим канал «Украина», начинается с длинной проходки ведущего от стола через весь ньюзрум собственно в студию. Смысл этой проходки, видимо, - добавить динамизма, но выглядит это так, как будто всем нам хотят показать, до чего же красивый на «Украине» ньюзрум. И правда, красивый.
Пока Панюта шел в студию, он наговаривал текст, время от времени подглядывая в записи – и я очень удивилась, когда поняла, что он подглядывает не для того, чтобы уточнить количество пострадавших людей или разрушенных домов, а чтобы уточнить эпитеты. «Вчера, 24 января, Мариуполь – начал говорить Панюта и посмотрел в листик – стал жертвой бесчеловечной атаки боевиков. О катастрофе – взгляд в шпаргалку – о героизме людей» и так далее.
Видимо, ходить и одновременно говорить о бесчеловечной атаке и героизме людей трудно. Хорошо, что дойдя до студии, Панюта уступил место в эфире сюжету из Мариуполя.
Сразу скажу, что именно «Украина» дала самый эмоциональный и самый натуралистичный сюжет среди четырех каналов: в кадре была и девушка, которая дико кричала, и плачущий взрослый мужчина, и врач больницы, который с трудом подбирая слова, говорил о трехлетней девочке, которой «ампутировали ножку». Слушать это было невыносимо, правда. Кстати, когда снимали девушку, бьющуюся в истерике, двое солдат попытались закрыть рукой камеру и попросили не снимать лицо – непонятно, то ли свои лица закрывали, то ли просили не снимать девушку в шоке. За кадром слышен голос оператора: «Да я вас снимать не буду». То есть солдатские лица снимать нельзя – видимо, добровольцев, - а в шоковом состоянии женщину, кричащую во все горло – можно и нужно?
Уже из краткого содержания выпуска, предваряющего появление ведущего на экране, было понятно, что зрителям сейчас расскажут, как все плохо: «боевики атакуют по всем направлениям», «террор по всей стране - сможет ли защитить граждан власть от взрывов?» и тд. Репортаж из Мариуполя еще больше сгустил краски – хотя само событие вряд ли можно охарактеризовать иначе , чем трагедия. Но все равно странно, что о Мариуполе нам сообщают, что «город, который безуспешно пытаются взять боевики уже полгода , без предупреждений и без объявлений» начали накрывать «градом». А в других случаях предупреждали? Или вот еще фраза: «снаряды ложились, разрывая строения, автомобили и людей на куски». Ну я понимаю, в фейсбуке так можно сформулировать – но для новостей это все-таки как-то слишком кроваво.
В сюжете также сообщили, что по городу «3 установки «Град» выпустили полный комплект – 120 снарядов», а затем – со ссылкой на СНБО, - что «4 из 6 установок были уничтожены украинским военными». Так если их было три – то почему же четыре из шести уничтожили? Загадка.
Но самое удивительное, конечно, меня ждало в конце: после сообщений об ущербе, нанесенном Мариуполю – в денежном эквиваленте – Панюта в студии сразу сообщил зрителям утешительную новость: оказывается, гуманитарный штаб Рината Ахметова уже работает на месте трагедии и оказывает помощь людям! А потом еще полторы минуты – приятный бонус! – нам рассказывали о том, как компания Метинвест «осудила варварское и циничное преступление», показывали руководителя завода, входящего в структуру Ахметова, руководителя фонда Ахметова, и даже уточнили, что из 30 погибших 6 – сотрудники компании. Ну, теперь можно не волноваться за Мариуполь, да? Или что именно хотели сообщить зрителям?
Сюжет, посвященный тем же событиям, вышел и в итоговых новстях на канале «Интер » - точнее, я бы констатировала его отсутствие, этого сюжета. То есть Дмитрий Анопченко назвал, конечно, главные темы выпуска «Подробностей недели» - аэропорт, Мариуполь, что-то там еще – но по сути трагедии отвели не слишком много времени. Из его слов следовало, что самым важным на этой недели была военная ситуация - «о ней на этой неделе нельзя не сказать». А на прошлых неделях можно было не говорить? Также ведущий отметил, что наиболее болезненная потеря прошедшей недели – это сдача аэропорта. Не уверена, что зрители могут разделить его мнение: гибель и плен «киборгов»– болезненна, гибель людей в Мариуполе – тоже, гибель людей на остановке в Донецке – тоже да. А вот сдача аэропорта...
В студию к Анопченко пришел волонтер Георгий Тука и один из защитников аэропорта, и пока они обсуждали потерю ДАП, и сам факт его обороны, в студию ненадолго включился репортер «Подробностей» из Мариуполя, и с плохой связью, зависая, рассказал о том, что происходит в Мариуполе сейчас, то есть вечером. Самый щемящий эпизод – как плакал контуженый мальчик лет 14-ти, который не смог заснуть после обстрелов, и видно, как он напуган. Конечно, показали Порошенко, пресс-конференцию губернатора Кихтенко, но в целом сюжет получился какой-то коротенький, скомканный и не важный. Потом было еще одно включение - Эльвина Сеитбуллаева, которую Анопченко называл Эля (а другого журналиста Вениамина Трубачева - Веня, как будто все они на кухне, а не на работе) более подробно рассказала о происходящем в Мариуполе в воскресенье, 26 января. В ее сюжете один из врачей на камеру рассказал о том, как важна помощь волонтеров и благотворительных организаций, и отдельно подчеркнул вклад организации "Украинская перспектива". Для тех, кто не в курсе: "Украинская перспектива" - фонд Александра Вилкула.
А вот две женщины – Алла Мазур и Оксана Соколова – уделили в своих итоговых выпусках Мариуполю много внимания, и сюжеты о трагедии были даны первыми и на «1+1» и на ICTV. И обе заявили, говоря о Донецком аэропорте, что «киборги выдержали – не выдержал бетон». Хорошее, конечно, начало – но повторенное дважды оно слегка утратило экспрессию. Ну да ладно.
Алла Мазур, как обычно, была более сдержана в эмоциях, но текст изобиловал фразами вроде «преступное лицо кремлевских наемников» и т.д. В них как-то потерялись факты об обстреле Мариуполя – хотя, конечно, были перечислены и погибшие, и раненные, и разрушенные дома. Правда, в подводке Мазур было сказано четко – 120 снарядов, 6 установок, со ссылкой на выводы ОБСЕ, - а сюжете почему-то были упомянуты «две сотни ракет». Опять загадка.
Зато Мазур полностью огласила список тех, кого – по заявлениям СНБО – уже поймали, сколько установок уничтожили, об обращении Порошенко с просьбой передать дело в Гаагский трибунал – в общем, сюжет был построен не только на том, что случилось в Мариуполе, но и что последовало за обстрелом. А затем ведущая перешла к «киборгам» - и я с удивлением увидела в студии артефакты из самого аэропорта: тележку для перевозки багажа, обернутую флагом, какие-то пустые штуки от снарядов, обломки, осколки и даже гитара, на которой кто-то играл в том аду. Выглядело это как инсталляция – наверное, Цаплиенко из своих военных поездок привез, - и потому скорее было похоже на реквизит постановки, чем на реальные объекты войны. Возможно, слишком пол блестит в студии, и с туфлями Мазур все это слишком уж контрастирует.
Оксана Соколова в рассказе о Мариуполе с трудом сдерживала эмоции – или мне так показалось: но от постоянно повторенных кадров видеорегистратора, от трижды показанных одного и того же эпизода женщины рядом с трупом, разрушенных и горящих домов, самого обстрела – сюжет стало плохо восприниматься по сути. Ужас есть, а понять, что происходит – сложно.
Запомнился он только тем, что ICTV единственные дали слова не только Порошенко, а иТурчинова - о том, что «кровь жертв на Путине», и полную цитату Яценюка – с фразы «этих подонков надо судить в Гааге» : остальные каналы Турчиновым пренебрегли, а Яценюка обрезали, и давали только его слова о том, как надо помочь медикаментами и людьми, что нужно делать дальше для обороны Мариуполя. Также ICTV включили по телефону командира «Азова» Билецкого, который тоже не очень оптимистично рассказал о своем видении происходящего в Мариуполе. А уж потом перешли к «киборгам». И заявили, что аэропорт держался 246 дней, в то время как все остальные СМИ говорят о 242. Снова загадка.
Ваша Дуся
Фото: ictv.ua, tsn.ua, podrobnosti.ua, kanalukraina.tv