Дуся у телевизора: Черное зеркало свободы слова

Дуся у телевизора: Черное зеркало свободы слова

Страшно жаль потраченных на «Черное зеркало» двух часов: я думала, в нем расскажут о Небесной сотне, о расследовании убийств, о том, что сделали и чего не сделали политики с тех пор, как похоронили искренне веривших в возможность изменить страну. А в
Дуся у телевизора: Черное зеркало свободы слова
Дуся у телевизора: Черное зеркало свободы слова
26 Лют 2015
0
5341

Страшно жаль потраченных на «Черное зеркало» двух часов: я думала, в нем расскажут о Небесной сотне, о расследовании убийств, о том, что сделали и чего не сделали политики с тех пор, как похоронили искренне веривших в возможность изменить страну. А все свелось к Каплину, «морковкам от ЕС» и обиде «Интера»

На прошлой неделе практически все каналы посвятили часть своего эфира годовщине расстрела Небесной сотни: ICTV показал специальный проект, приуроченный событиям на Майдане 18–21 февраля, многие каналы изменили сетку вещания, устроили марафоны или специальные выпуски новостей по этому поводу. Я же решила посмотреть приуроченный к этой траурной дате выпуск «Черного зеркала» — «лучшее политическое ток-шоу на нашем канале», то есть на канале «Интер», как выразился господин Киселев в ходе программы. Формулировка меня немного удивила — разве на канале «Интер» есть другие политические ток-шоу? Но Киселев вообще мастер афоризмов — как в форме вопросов, так и утверждений, в чем я убедилась в очередной раз, посмотрев это эфир.

 

Начали торжественно, с минуты молчания — и с заявления Киселева, что его зовут «Евгений Киселев — для тех, кто еще об этом не знает». Он также представил своего соведущего Алексея Лихмана, но почему-то не представил гостей — периодически забывая это делать и по ходу эфира, и уже в процессе их выступления называя фамилии.

 

Среди гостей этого эфира был Виталий Кличко, участие которого в программе от первой до последней минуты можно было сделать отдельным шоу. Для начала Киселев задал вопрос мэру: «С какими мыслями вы встречали этот день?» — и Кличко, известный своими емкими формулировками мыслей, начал отвечать. Между прочим, говорить, как мне показалось, он стал лучше за последний год — и как всегда произвел впечатление человека, совершенно честно пытающегося ответить на поставленный вопрос: рассказал, что прошел год, погибли люди, и главная его и власти задача сейчас — реализовать чаяния и мечты людей, которые отдали свои жизни. Затем он перешел к коррупции и к тому, что ему кажется странным — оказывается, люди, которые раньше были по одну сторону баррикад, теперь воюют между собой, вместо того чтобы делать дело. За ним пристально наблюдал Сергей Гусовский — и свое слово мэру он сказал, конечно, но чуть позже.

 

Потому что Киселев передал слово пламенному Бернару-Анри Леви, представив его как одного из самых известных в мире французов — я бы поспорила, ну ладно — автора пьесы о Майдане и друга президента Франции Олланда. «Скажите, — спросил Киселев, — на сей раз перед поездкой вы успели увидеться с Олландом, и если да — то обсуждали ли с ним что-нибудь?». Видимо, они все-таки обсуждали Украину, а не жен, совместный ужин или курс евро, поскольку Леви сразу же стал рассказывать о том, как он был в прошлом году на Майдане, как гибли за европейские ценности украинцы, в то время как сами европейцы в этих ценностях давно разочарованы, и как его это поразило. Киселев кивал головой и говорил «угу, угу, угу» — и было непонятно, соглашается ли он с мыслями Леви, или просто поддерживает «старика». Леви был наиболее романтичным человеком в студии, заявил, что «Мистрали» никогда не передадут России (то есть он так думает), и назвал Порошенко «настоящим полководцем против своей воли, который еще покажет себя как великий реформатор» — из чего я лично сделала вывод, что доверять мнению Леви надо с осторожностью — и «Мистрали» таки могут передать. Тем более, нельзя рассчитывать на «план Маршалла для Украины», за который Леви ратует перед чиновниками ЕС.

 

Романтик и режиссер покинул студию, чтобы готовиться к премьере пьесы, а на кирпичную стену уже вывели скайп с Валерием Чалым. Он рассказал, о чем беседовали Порошенко и Байден, есть ли у Украины поддержка Европы, что будет после Дебальцево с Минскими соглашениями. А из студии свободовец Андрей Ильенко предложил ему начать вести подрывную деятельность на территории России, а журналист Иван Яковина потребовал ответа на вопрос «когда отключат СВИФТ» — и Киселев в какой-то момент закруглил с ним разговор, сообщив зрителям, что «Чалому необходимо вернуться к своему внешнеполитическому станку». Чалый сообщил публике, что у него вполне найдется время для дискуссий, что было явной неожиданностью для Киселева, и ему пришлось признать, что у них уже есть новый скайп — с другим гостем, так что если Чалый действительно хочет продолжать, ему нужно будет подождать.

 

Вторым включившимся в студию был российский журналист Андрей Липский, замглавред «Новой газеты», который рассказал о полученном газетой документе — плане «Малафеева» по расчленению Украины, занесенном, как утверждает журналист, в Кремль еще в начале февраля 2014 года — то есть до бегства Януковича. Документ этот уже опубликован, но на момент выхода в эфир в «Черном зеркале» Липский говорил о нем в общих чертах. Было интересно его слушать — в том числе когда он отвечал на вопрос, что он думает о причастности Владислава Суркова к расстрелу Майдана, о которой заявил Порошенко. Липский, кстати, неохотно, после пауз — было видно, что ему не хочется отвечать — сказал, что не очень верит сенсационным заявлениям, сделанным накануне дат, не верит заявлениям силовиков и в целом психотип Суркова… Но о психотипе Суркова зрители ничего не узнали, поскольку Липского отключили из эфира. В студии эти его нерешительные намеки вызвали возмущение у Сергея Каплина — ему почему-то показались подозрительными рассуждения Липского, в целом очевидные для любого здравомыслящего человека.

 

Как выяснилось, время заканчивалось и у мэра Киева — который, как сообщил Киселев, «отпросился у него» и был вынужден быстро покинуть шоу. Но прежде чем уйти, Кличко задал тему на всю программу: об «авгиевых конюшнях», которые нельзя разгрести быстро — и вступил в бой (и проиграл его) с Сергеем Гусовским, который в прямом эфире попытался выведать у Кличко про какие-то важные вопросы в Киевсовете. Смотреть за поединком было интересно, но его быстро прекратили, чтобы не продолжать сугубо киевскую тему.

 

Потому что на повестке дня появились другие «авгиевы конюшни» — о них говорил и Владимир Арьев, и Сергей Гусовский, — как будто другой метафоры для борьбы с коррупцией и проведения реформ у них в запасе просто не было. Между прочим, Геракл потратил на конюшни всего один день — поскольку не стал в навозе ковыряться, а запустил в конюшни воду. Может, надо попробовать зайти, так сказать, с другой стороны? А не по старинке навоз метать лопатками?

 

Кличко, как отпросившийся школьник, покинул студию, еще немного послушали «мировое сообщество» — как громко представил Киселев включившегося в студию журналиста DW Никиту Жолквера, который рассказал о настроениях официального Берлина и о том, что Германия ни в коем случае не пойдет на военное вмешательство в Украине, а также о том, что Меркель намекнула: берлинская стена существовала 28 лет — так что в ее планы входит решить проблему мирным путем в такой, тридцатилетней перспективе. Он этим немного расстроил студию. Все стали наперебой рассказывать, что Украине нужно летальное оружие, что Франция и Германия гарантировала Украине безопасность Будапештским меморандумом, а теперь хочет сделать вид, что ничего не обещала — и вообще все были очень возмущены поведением Европы. Арьев, например, заявил, что если бы ЕС утвердили план Маршалла по Украине, то и реформы пошли бы быстрее — потому что нашим политикам нужна «морковка», за которой следует идти. А без дополнительных подачек они проводить реформы не могут?

 

А затем ведущий наконец перешел к волновавшему его вопросу: о ситуации вокруг канала «Интер». Почти полтора часа из двух все гости студии так или иначе обсуждали вопрос о «резких реакциях власти» на критические статьи в СМИ. Киселев трижды задавал вопросы о свободе слова гостям — уточнил еще у присутствовавшего Кличко, «хочется ли ему немножечко придавить СМИ?», затем задал вопрос о свободе слова в Украине Сергею Каплину, который, как выяснилось, теперь представляет интересы коллективов «Интера» и «112» — и далее шоу превратилось почти в бенефис Каплина.

Он рассказывал, как будет организовывать пикеты под посольствами ЕС и США из журналистов, которые будут отстаивать свои права. Как власти сейчас нужно всего три кнопки, которые будут врать, и что нужно немедленно спасти право домохозяек и колхозников бесплатно получать правду; как из властных кабинетов спускаются темники и т. д. Киселев спрашивал, как себя вести, когда у «нас» будут отнимать лицензию. Рассказывал подробности о том, что Кабмин принял решение «не кошмарить бизнес проверками», а Нацсовет продолжает свои проверки и выносит предупреждения. Вспоминал, как отнимали в России НТВ. Заявил, что сегодня власть фактически может приказать суду отнять лицензию. «Некоторые депутаты, десантировавшиеся в Раду с балкона прессы, принимают сомнительные законы», — добавил Киселев. И вообще, закрыть канал могут за что угодно, придравшись к пожарной безопасности или бухгалтерии — но ведь все понимают, что на самом деле это наступление на свободу слова? Лихман ему вторил: власть, говорил он, не решает проблемы, а борется с ветряными мельницами — закрывает эфиры, пытается лишить лицензии каналы и т. д. Все это было проговорено вообще, без конкретики — канал «Интер» и «112» называл в основном Каплин, а ведущие как-то обходились без упоминания конкретных компаний — но в целом в студии все прекрасно понимали, о чем идет речь.

 

Кристина Бердинских попыталась вернуть дискуссию к заявленной теме шоу — Небесной сотни, — но у нее не получилось. Ее наивный призыв к власти  — не воровать, а к сидящим в студии — вспомнить, что Украина приобрела за этот год и что она потеряла — просто не получил поддержки. Лихман передал слово кому-то другому — и все снова вернулось к «наступлению на свободу слова». Интересно, что в студии сидел человек, которому можно было много задать вопросов: Олег Панфилов, непосредственный свидетель и участник грузинских реформ, в том числе в области СМИ.

У него было несколько интересных замечаний: об активности украинской журналистики в принципе — в голосе его слышалось неподдельное восхищение — о необходимости в новой стране строить новую журналистику, о необходимости создать негосударственный орган, который выработал бы принципы новой журналистики и регулировал бы профессиональную среду. Отвечая на вопрос Киселева, надо ли было наказывать «Эспрессо ТВ» за трансляцию речи Путина — он сказал, что с одной стороны, эта речь важна для политологов, но, с другой стороны, каналы должны понимать, как эта речь повлияет на часть населения — то есть не высказался за однозначную ошибочность решения Нацсовета. Он также успел заявить, что надо принять изменения в Конституцию Украины, как они это сделали в Грузии, чтобы запретить государству владеть любыми СМИ — их в Грузии нет — и что в Грузии также нет аккредитации любого уровня: любой журналист, иностранный или нет, может там работать в свободном режиме. Тут бы спросить у него, как СМИ работать в условиях информационной войны, как создать саморегулирующий орган, что такое «новая журналистка» с его точки зрения — но это, кажется, никого не интересовало. После его предложения об общественном профессиональном журналистском органе кто-то пошутил про «“Стоп-цензуру” по-новому», и все продолжили жаловаться на власть — зрителям, видимо.

 

Под конец, спохватившись, за четыре минуты до конца эфира Киселев передал слово тихому монаху в рясе, который сидел студии, не говоря ни слова. Молодой человек оказался Иваном Сидором, звонарем Михайловского Златоверхого, который забил в колокол в ночь, когда разгоняли студенческий Майдан. Он говорил наивные и на удивление правильные вещи: что Украина все равно была в коме, что сейчас страна на операционном столе, и боль наша — это боль оперируемого человека, но есть надежда на выздоровление — нужно только здоровое тело (экономика) и здоровый дух (единая поместная церковь). Он говорил так искренне, что было страшно жаль потраченных на «Черное зеркало» двух часов: я думала, что в нем расскажут что-то о Небесной сотне, о расследовании убийств, о том, что сделали и чего не сделали политики с тех пор, как похоронили искренне веривших в возможность изменить страну. А все свелось к Каплину, «морковкам от ЕС» и обиде «Интера» на Нацсовет за два вынесенных предупреждения, одно из которых отменил суд.

Ваша Дуся

Фото: inter.ua

Теги
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Щодня наша команда готує для вас якісні й актуальні матеріали, які допомагають медіа в Україні ставати кращими. Ми будемо вдячні за будь-яку вашу підтримку. Ваші пожертви – це можливість робити ще більше.
Спільнота ДМ
Інше у цій категорії
ДУСЯ
Дорогие друзья, по-моему, пора разбавить бурные споры и треволнения по поводу выборов в Украине чем-нибудь вечным и прекрасным. Вечна – поэзия, прекрасен – конечно же, российский актер Михаил Ефремов, ее читающий. Вот буквально недавно в Сеть попало
26 Жов 2015 14:35
7 432
ДУСЯ
О том, какая у нас власть, знают все, но не подкрепляя конкретными доказательствами ее коррупции и бездеятельности, Яневский больше напоминает бабушек у подъезда, судачащих об украденных миллиардах, а не журналиста, который может рассказать, как, ког
23 Жов 2015 17:00
4 160
ДУСЯ
«Российское телевидение – самое честное телевидение в мире!» – это старательно внушают российским гражданам. А тут раз, и неувязочка: представитель Сирийского национального совета в Москве Махмуд аль-Хамза  в эфире Первого канала, вдруг, обвинил росс
22 Жов 2015 16:56
2 773
ДУСЯ
Недавно в эфире российского шоу «Танцы» на телеканале НТН произошло нечто из ряда вон выходящее. На кастинг пришла 17-летняя девушка из Севастополя (который, как мы помним, оккупирован РФ). Участница заявила, что посвящает свой танец любимому городу…
22 Жов 2015 11:26
2 220
ДУСЯ
Еще совсем недавно в кинотеатрах мира активнорекламировали фильм «Мир Юрского периода» режиссера Колина Треворроу. На картину потратили 150 миллионов долларов. А вот небольшая дружная компания американцев доказали, что подобного эффекта можно достигн
20 Жов 2015 12:56
2 460
ДУСЯ
В фейсбуке после молчания в несколько месяцев снова появился бывший креативный продюсер 112 канала Виктор Зубрицкий. И как всегда – с сеансом разоблачения. На этот раз он написал, что на канал 112 влияет Прошенко, который не хотел, чтобы в эфире 112
19 Жов 2015 18:29
3 299
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду