Дуся у телевизора: Для канала «112» полуостров Крым уже остров
После полотна канала «Россия 1» протяженностью в 2,5 часа фильм «Остров Крым?» канала «112» смотрится, конечно, детской зарисовкой. Но в целом вполне соответствует своей цели — если цель была показать, как бездарно и беспомощно, а иногда и зловредно украинское правительство
В начале этой недели перестановки, отставки, вооруженные люди и аресты отвлекли внимание многих — но не мое — от телевизора. И пока два непримиримых лагеря сторонников и противников отставки Коломойского бились в соцсетях, я посмотрела «документальный фильм собственного производства», как гордо его представили на канале «112» — «Остров Крым?». Автор проекта — журналистка и телеведущая канала Юлия Галушка. А сам фильм — первый, как сообщается на сайте, из многих, которые будут посвящены «самым важным политическим, экономическим и социальным темам».
После полотна «Крым. Возвращение на Родину» канала «Россия 1» протяженностью в 2,5 часа фильм «112» смотрится, конечно, детской зарисовкой. Но в целом вполне соответствует своей цели — если цель была показать, как бездарно и беспомощно, а иногда и зловредно украинское правительство. Напряженный закадровый голос по-украински рассказывает, как произошла «тихая сдача» Крыма, затем — как Россия вела «необъявленную войну на суше, непонятную войну на море» — хотя что именно было непонятного в этом захвате и блокировке украинских кораблей, зрителю не объяснили. Затем Сергей Куницын, постоянный представитель президента в АР Крым с 27 февраля по 26 марта 2014 года, рассказывает, что в Крыму было «паритетное соотношение сил». Называет при этом цифры — 8 800 военно-морских сил Украины, три тысячи внутренних войск, плюс пограничники (число не названо) и плюс более чем десять тысяч милиции — крымской милиции, попрошу заметить, которая не слишком стремилась исполнять указы украинской власти, да и об остальных вопрос не ясен до конца.
«Еще 11 тысяч — черноморский флот», — продолжает перечислять Куницын. И тут я уже запуталась: если 8 800 — это военно-морские силы Украины, то откуда берутся еще 11 тысяч Черноморского флота? Если же он говорит о Черноморском флоте России — то Путин в своем фильме говорит о 16,5 тысячах своего контингента, и, наверное, не всю правду. Но, в общем, мысль Куницына понятна: «В Крыму было достаточно сил, чтобы показать зубы и дать достойный отпор. Не хватило политической воли». И это при том, что тогда, год назад, мысль, что кто-то начнет стрелять, пугала всех, включая политиков, журналистов и чиновников. Но, как становится понятно из фильма канала «112» — надо было. Надо было показать зубы и кинуться в бой.
Сергей Пашинский, временный исполняющий обязанности главы АП в то время, глава Администрации Президента при и. о. Президента Александре Турчинове, который тоже фигурирует в фильме, подтверждает слова Куницына о том, что за Крым не бились. Правда, аргументирует это не отсутствием политической воли, а желанием сохранить остальную страну: «Тогда вообще вопрос не стоял о Крыме. Речь шла исключительно о том, будет ли граница проходить по Днепру, или все-таки по Полтавской области», — и добавляет, что тогда правительство решило не нагнетать обстановку, сообщая народу о том, что «российские войска стояли в 140 км от Киева». Вообще-то, если кто-то забыл, сообщения о переброске российских войск прямо под границу с Украиной в те дни просто ежеминутно появлялись во всех СМИ и соцсетях. Так что если правительство и собиралось кого-то уберечь от паники, можно констатировать, что план не удался.
Но вернемся к фильму: в нем присутствуют и моряки тральщика «Черкаси», которые до последнего сопротивлялись и сейчас заявляют, что «готовы были, не выжидая, исполнить свой долг и выполнить то, чему учились». Если и так — то почему не выполнили? А если был приказ не стрелять — то зачем теперь обсуждать их готовность броситься в бой в нарушение приказа? Хотя, конечно, вопросы не отменяют тот факт, что среди военных в Крыму было много людей, верных присяге, и они совершили подвиг, до конца сопротивляясь попыткам поднять над их частями или кораблями триколор или Андреевский флаг.
В фильме показали, как живется тем морякам, которые переехали в Одессу: некоторые живут прямо в кубриках, а другие, семейные, снимают за свои деньги квартиры при очень невысоких зарплатах. В общем, сплошная печаль — и государство в очередной раз беспомощно.
И всё это верно — и то, что самые боеспособные корабли, как сообщается в фильме, остались в Крыму — и Россия их не возвращает Украине. И то, что переселенцам из Крыма очень нелегко устроиться на «материковой» Украине. И то, как тяжело морякам, сохранившим верность присяге. И то, что желающие поехать домой или вообще переехать в Крым — есть ведь и такие, и их немало, — клянут на чем свет стоит тех, кто принял решение отменить поезда на полуостров. И теперь люди пешком ходят через «границу», с трудом тащат чемоданы и детей от одного КПП к другому. Всё это верно — как и то, что возмущенное аннексией Крыма общество требовало от правительства — разве не так? — ответных действий, санкций и т. д. И упрекали всех — от Турчинова, а затем Порошенко, до последнего депутата в Раде — в том, что власть бездействуют. Разве не обсуждалось бесконечно, что ЕС и Штаты вводят санкции против Крыма — а Украина нет? Помните, как требовали закрыть небо над Крымом? Как требовали отключить воду и свет? Как сейчас требуют заворачивать фуры с продуктами, лишь бы не торговать с оккупантами? И призывают бойкотировать те торговые сети, которые не ушли из Крыма после аннексии?
Я совсем не поклонник нынешней власти, в частности Яценюка, Порошенко и Турчинова. Но из фильма следует, что любые действия украинского правительства плохи. Если оно не отдает приказ с оружием защищать Крым — плохо. Если принимает решение о прекращении транспортной связи — плохо. Даже говорить о Крыме — и то, по мнению автора фильма, власть не умеет: «Год спустя, — рассказывает нам закадровый голос, — украинские политики всё еще ищут необходимые слова». И, конечно, плохо, что власть не отреагировала на заявления Путина в фильме «Крым. Возвращение на Родину». Хотя что нового сказал в фильме Путин? Что Россия аннексировала Крым? Все это и так знают. К тому же, если мне не изменяет память, еще 11 марта Яценюк заявлял, что отправит фильм в Гаагу с просьбой рассмотреть его в суде как доказательство аннексии. Но журналистов «112» это совсем не убедило, видимо — не те слова подобрали для заявлений.
В фильме так много говорится о том, что происходит в Украине, что на сообщения о сегодняшней жизни собственно полуострова просто нет времени. Есть информация о преследованиях крымских татар, есть также коротенький комментарий уезжающего их Крыма биолога-симиренковеда Петра Вольвача, но что думают жители самого Крыма — о России и Украине, о войне и мире, о референдуме, о ценах, о вожделенных российских пенсиях, о санкциях, гоблине Аксенове, о верности присяге — непонятно.
Правда, на последних секундах фильма Юлия Галушка сообщила зрителям самое важное: «Пока туда еще можно позвонить, можно добраться, пусть пешком, пусть на перекладных. Можно критиковать власть, — и надеяться, что мир не признает аннексию, и что роман Василия Аксенова не будет пророческим, а Крым никогда не станет изолированным островом — ведь он полуостров, и он — наш». Ну, судя по тому, что в фильме нет ни одного кадра, сделанного собственно в Крыму, и всего одно интервью с тем, кто покидает Крым навсегда — полуостров все-таки стал островом — по крайней мере, для журналистов канала «112».
Ваша Дуся
Фото:112.ua