«Война на три буквы»: неудобная память о 2014-м

«Война на три буквы»: неудобная память о 2014-м

Поскольку на "Книжном Арсенале" ваша покорная слуга успела посетить внушительное количество презентаций и просадить уйму денег на книги, теперь я буду по-честному делиться впечатлениями от прочитанного.Тем более, что многие из этих книг нап
«Война на три буквы»: неудобная память о 2014-м
«Война на три буквы»: неудобная память о 2014-м
4 Трав 2015
0
4005

Поскольку на «Книжном Арсенале» ваша покорная слуга успела посетить внушительное количество презентаций и просадить уйму денег на книги, теперь я буду по-честному делиться впечатлениями от прочитанного.Тем более что многие из этих книг написаны журналистами, а я должна же держать коллег в тонусе. Первой жертвой стала «Война на три буквы» от Екатерины Сергацковой, Артема Чапая и Владимира Максакова, вышедшая в издательстве «Фолио». 

«Война на три буквы» это сборник репортажей трех авторов, охватывающий десятимесячный период 2014 года – от начала аннексии Крыма до годовщины Майдана. Честно говоря, идея книги вызвала у меня легкую улыбку: обожаю, когда собирают кучу опубликованных на разных сайтах текстов и выпускают под одной обложкой, позиционируя получившийся продукт как нечто новое и из ряда вон выходящее. Однако, как ни крути, многие тексты навеки погибают в пучине Интернета, и вряд ли их впоследствии кто-то гуглит и читает, кроме самих журналистов. Объединение этих репортажей в одну книгу позволяет сохранить наиболее важные работы, к которым, скорее всего, нам придется еще не раз обращаться.

Не скажу, что «Война на три буквы» стала для меня откровением – в конце концов многие из репортажей Кати Сергацковой и Артема Чапая я читала и раньше. Однако сам факт существования книги важен по одной простой причине: это фиксация событий памятью, которая очень быстро от нас ускользает. Спустя год после аннексии Крыма мы успели забыть, как все на самом деле происходило: большинство из нас помнит только шок, гнев, боль, «зеленых человечков» и то, что все-таки Крым наш. Точно так же мы успели подзабыть, как именно начиналась война на Донбассе: в конце концов забывать и подменять воспоминания вполне естественное свойство человеческой психики. «Война на три буквы» помогает реконструировать важнейшие для украинцев события, вспомнить факты, и самое главное – понять, как мы воспринимали происходящее, в какой реальности жили на момент написания собранных в книге репортажей.

Даже сложно представить, что все это уместилось в один год: аннексия Крыма, возникновение непризнанных «ДНР» и «ЛНР», Одесская трагедия в Доме профсоюзов, незаконные референдумы в Донецкой и Луганской областях, катастрофа малайзийского «Боинга», освобождение ряда городов на оккупированных территорриях, Иловайский котел, выборы. Безусловно, в «Войне на три буквы» практически нет анализа происходящего, но жанр репортажа этого и не предполагает перед нами препарированные фрагменты действительности, которые мы вольны интерпретировать как угодно, глядя на них год спустя.

В принципе, «Война на три буквы» это бенефис Сергацковой: в книге большинство репортажей Кати. Как по мне, одни из наиболее важных ее тексты о переселенцах и жителях востока Украины, которые помогают хотя бы немного понять этих людей. В частности, это репортажи из фильтрационного центра для переселенцев из Луганска и рассказ о донецком подполье о партизанах-волонтерах, которые спасают людей в оккупированном городе. В этих главах есть то, за что я и люблю репортажи Сергацковой: они заставляют притормозить и осознать собственные стереотипы, вспомнить о том, что каждая ситуация и человеческая история уникальна и не может измеряться по общим меркам.

Что касается Артема Чапая, то в книге собраны тексты, за которые его не раз обвиняли в отсутствии патриотизма и очернении украинской стороны конфликта. Один из важнейших репортажей – история о том, как сам Чапай, показавшийся подозрительным украинским военным, в июне 2014 года попал к ним в плен и был подвергнут избиениям и пыткам. Еще один важный текст Чапая – «Служили два «айдаровца». О чем принято молчать на войне»: история внутренних проблем и военных преступлений, рассказанная двумя представителями добровольческого батальона. Отличная история, которая вряд ли может понравиться патриотично настроенному населению, видящему в нашей армии исключительно «воинов света». Это та неудобная правда, которую нам всем очень не хочется признавать, о которой не хотелось бы говорить, но говорить придется, и чем раньше, тем лучше. Эти сдержанные, написанные без лишних слов истории заставляют нас увидеть, простите, занозы в заднице нашего общества. Именно за такие тексты крайне не любят журналистов – ведь проще обвинить автора в предубежденности и недостатке патриотизма, списать все на законы военного времени. А потому главная функция собранных в «Войне на три буквы» репортажей – постоянно напоминать о неприглядных сторонах действительности и не позволять нам окончательно разделиться на «своих» и «чужих».

Бонусный текст в книге репортаж от московского филолога Владимира Максакова, которому взбрело в голову поехать на оккупированные территории и посмотреть, как все устроено в «ДНР». Несмотря на неплохую легенду и биографию, Владимир попал в плен к тем же товарищам, к которым устроился на работу. Впечатления после текста Максакова «22 дня в «ДНР» остаются двоякие, но, в общем, это любопытный пример того, как трансформируется сознание человека, который провел некоторое время в оруэлловских реалиях. Рекомендую.

Мне кажется, «Война на три буквы» это своеобразная индивидуальная хроника, книга, которая еще не является литературой, но уже выходит за пределы журналистики. Я не знаю, насколько она интересна обычному читателю, но медийщикам было бы неплохо иметь ее дома и время от времени перечитывать пару-тройку текстов. Правда, если издательство «Фолио» хотело увековечить некоторое количество репортажей, «чтобы помнили», не стоило так уж сильно экономить на качестве бумаги. Но это так, к слову.

Ваша Муся

Фото: facebook.com

Теги
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Щодня наша команда готує для вас якісні й актуальні матеріали, які допомагають медіа в Україні ставати кращими. Ми будемо вдячні за будь-яку вашу підтримку. Ваші пожертви – це можливість робити ще більше.
Спільнота ДМ
Інше у цій категорії
ДУСЯ
Дорогие друзья, по-моему, пора разбавить бурные споры и треволнения по поводу выборов в Украине чем-нибудь вечным и прекрасным. Вечна – поэзия, прекрасен – конечно же, российский актер Михаил Ефремов, ее читающий. Вот буквально недавно в Сеть попало
26 Жов 2015 14:35
7 235
ДУСЯ
О том, какая у нас власть, знают все, но не подкрепляя конкретными доказательствами ее коррупции и бездеятельности, Яневский больше напоминает бабушек у подъезда, судачащих об украденных миллиардах, а не журналиста, который может рассказать, как, ког
23 Жов 2015 17:00
3 942
ДУСЯ
«Российское телевидение – самое честное телевидение в мире!» – это старательно внушают российским гражданам. А тут раз, и неувязочка: представитель Сирийского национального совета в Москве Махмуд аль-Хамза  в эфире Первого канала, вдруг, обвинил росс
22 Жов 2015 16:56
2 596
ДУСЯ
Недавно в эфире российского шоу «Танцы» на телеканале НТН произошло нечто из ряда вон выходящее. На кастинг пришла 17-летняя девушка из Севастополя (который, как мы помним, оккупирован РФ). Участница заявила, что посвящает свой танец любимому городу…
22 Жов 2015 11:26
2 065
ДУСЯ
Еще совсем недавно в кинотеатрах мира активнорекламировали фильм «Мир Юрского периода» режиссера Колина Треворроу. На картину потратили 150 миллионов долларов. А вот небольшая дружная компания американцев доказали, что подобного эффекта можно достигн
20 Жов 2015 12:56
2 275
ДУСЯ
В фейсбуке после молчания в несколько месяцев снова появился бывший креативный продюсер 112 канала Виктор Зубрицкий. И как всегда – с сеансом разоблачения. На этот раз он написал, что на канал 112 влияет Прошенко, который не хотел, чтобы в эфире 112
19 Жов 2015 18:29
3 131
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду