Не революции, но люди: истории арабских Майданов от Натальи Гуменюк
В последнее время я то и делаю, что с умным видом читаю книжные новинки от украинских медийщиков – благо коллеги расписались не на шутку. На десерт я решила оставить «Майдан Тахрір. У пошуках втраченої революції» Натальи Гуменюк, вышедшую в рамках издательского проекта «Політична критика». Честно говоря, даже побаивалась читать эту книгу – было опасение, что она будет слишком тяжелая и перенасыщенная фактами и цифрами. Однако после первой главы я как-то подзабыла, что мне об этой книге еще писать, и читала с упоением, время от времени думая: кажется, где-то я это уже видела.
«Майдан Тахрір. У пошуках втраченої революції» – сборник репортажей из восьми стран Ближнего Востока: Иордании, Ирана, Египта, Туниса, Палестины, Сирии, Ирака и Турции. Все эти государства по-разному пережили Арабскую весну, в некоторых из них сейчас идет война. Однако книга Натальи Гуменюк не только и не столько об Арабской весне, сколько о людях – о том, что происходит в их головах, чего они хотят и как меняется общество после революций.
Наталья путешествовала по Ближнему Востоку до Евромайдана, когда украинцы были разочарованы Оранжевой революцией 2004-2005 гг, практически не принесшей результатов. Однако книга была написана уже после Майдана – между поездками Натальи в оккупированный Крым и зону боевых действий на Донбассе. Во время чтения я думала об одном: какое счастье, что Гуменюк не написала эту книгу раньше. До Майдана и войны широкий круг читателей, наверное, почти ничего бы в ней не понял и не оценил. Потому что сколь экзотичным и малознакомым ни был бы для нас арабский мир, на самом деле у нас столько общего, что в какой-то момент мне стало стыдно: почему я не заинтересовалась этой тематикой раньше, почему все происходящее в Ираке или Египте, даже в совсем недалекой от нас Турции, упорно ассоциируется с исламистами и рисуется исключительно заголовками из новостных лент, почти не вызывая желания поискать альтернативную информацию и узнать больше?
Как по мне, одна из главных бед нашей журналистики в частности и общества в целом – это местечковость и потрясающее невнимание к глобальным процессам. Все это на фоне уверенности, что мировое сообщество нам что-то должно, нас «кидают» и нам (то ли по недалекости, то ли по злому умыслу) не помогают и не сочувствуют. При этом наши медиа как-то забывают оперативно сообщить, к примеру, о землетрясении в Непале и не очень переживают из-за массовых убийств мирных жителей боевиками где-нибудь в Ливии или Кении – что, у нас своих проблем нет? Но именно эта зацикленность на себе и играет с нами злую шутку. И когда мы гордо заявляем о том, что Майдан стал неким новым и уникальным явлением, то забываем: на том же Ближнем Востоке все это уже было, и преимущественно гораздо жестче, чем в Украине. И коль уж мы не очень утруждали себя тем, чтобы попытаться узнать о происходящем там больше, самое время сделать это сейчас, чтобы иметь представление о том, что происходит после революций и – а вдруг? – попробовать учиться на чужом опыте.
«Майдан Тахрир» можно читать как одну большую мозаику, время от времени выхватывая фрагменты, удивительно напоминающие украинскую действительность. В какой-то момент пробирает дрожь: а ведь у нас все могло пойти иначе, гораздо хуже. Но, как я уже говорила, «Майдан Тахрир» – это не просто рассказ об опыте постреволюционной действительности, а в первую очередь рассказ о людях, о поколении, которое делало революции. И это поколение не слишком отличается от украинцев, не заставших Совок и вышедших протестовать не столько под влиянием экономических факторов, сколько от понимания: так продолжаться не может. Это поколение, которое все подвергает сомнению и ищет новые ценности. И, честно говоря, когда читаешь интервью и комментарии самых разнообразных людей – от тунисского рэпера до бывшего сирийского полицейского, – понимаешь: мнение о том, что Арабская весна провалилась, крайне ошибочно. Точно так же ошибочно и преждевременно считать, что не достиг результатов украинский Майдан. Самое главное изменение – в умах, и оно не может дать моментального эффекта. Так что «Майдан Тахрир» – отличная книга для любителей поныть на тему «все пропало».
В какой-то момент она неуловимо напомнила мне дебютный роман писательницы Виктории Амелиной «Синдром листопаду. Homo Compatiens» – кажется, едва ли не единственного украинского прозаика, обратившегося к теме Арабской весны. И Гуменюк, и Амелина пишут о том, что все мы в первую очередь люди, независимо от религии, расы, места проживания, но очень часто забываем об этом и не умеем воспринимать беду «чужого» как свою собственную. Честно говоря, я безумно рада, что такие книги наконец появляются. Хорошее чтиво для того, чтобы расширить границы восприятия и не считать себя центром Вселенной. Ну и, конечно, «Майдан Тахрир» – бесценная книга для тех, у кого арабский мир ассоциируется исключительно с исламистами.
В общем, искренне восхищаюсь и благодарю Наталью Гуменюк за отличную работу. Кто еще не купил «Майдан Тахрір. У пошуках втраченої революції» – рекомендую.
Ваша Муся
Фото: facebook.com