Шустер и хулиган: скандал в эфире «Шустер Live», никем не замеченный, кроме организаторов
На спецоперацию конфуз Шустера с российским пранкером не тянет – скорее, на попытку выставить лично Савика в глупом свете. А уж желающих это устроить, уверена, много
На этой неделе случился легкий скандал на шоу Савика Шустера: российский пранкер Алексей по прозвищу Лексус был выведен в эфир, представившись сослуживцем одного из сотрудников ГРУ, раненых и задержанных на Донбассе, после чего обвинил Шустера в разжигании войны и нецензурно послал ведущего куда подальше. Затем пранкер был отключен из эфира.
Честно говоря, я мало смотрю «Шустер Live», но по странному стечению обстоятельств именно этот эфир был мною просмотрен. В предыдущей программе Савик брал интервью у плененных ГРУшников и заявил в конце программы, что с редакцией студии связался один из сослуживцев Ерофеева и готов сделать заявление. Согласитесь, интересная информация, к тому же Шустер собирался вывести российского ГРУшника прямо в тот же самый эфир – просто по техническим причинам звонок не состоялся. Надо отметить, что достоверность источника вызвала тогда у Шустера некий скепсис, однако уже через неделю анонимный «сослуживец» был таки выведен в эфир.
Собственно, ничего нового и интересного мнимый ГРУшник не сказал, хотя мог бы постараться быть чуть более сенсационным. Он просто пересказал информацию, которая и так была известна из российских и украинских СМИ, в частности, из интервью Павла Каныгина с пленными для «Новой газеты». А в целом говорил о том, что кадровые военные, в том числе срочники, воюют на Донбассе, большинство воевать не хочет, что военные получают за это плату. О себе сказал, что стоял в карауле и никого не убивал.
В студии эта информация ни дискуссии, ни даже оживления не вызвала – кто не знает, что российские военные присутствуют на Донбассе? Кто не знает, что среди них есть добровольцы, наемники, а есть срочники, которых срочно перевели на «контракт»? Кто не знает, что есть и те, от кого отказалась российская власть, заявив, что они потерялись – или что они уволились еще год назад? Вон, даже ОБСЕ буквально через несколько дней заявила, что представители организации видели военных с шевронами вооруженных сил РФ и технику, с которой уже поленились снимать опознавательные знаки армии соседнего государства – и что, хоть кто-то этому удивился? Так что пранкер явно не старался: мог бы подбросить что-то про атомное оружие, перебрасываемое на Донбасс, или про то, что миссия ОБСЕ полностью состоит на зарплате у Кремля, или что их подразделение ГРУ готовило атаку на «Стирол» – ну хоть что-то, ради чего стоило бы затевать интригу и представляться ГРУшником в эфире Шустера.
Послушав вопросы гостей студии, пранкер неожиданно совершил каминг-аут, обозвав Шустера «дятлом»: «Вы не хотели слушать своих собственных граждан. Вы до сих пор травите их непроверенной информацией. Вы даже не умудрились проверить, кто я есть. Вы вывели меня сейчас на всю Украину. На самом деле военнослужащие те не являются действующими. Под пытками такие, как вы, их вынудили сказать, что выгодно вам... Самое главное то, что вы во все это поверили, идиоты. Потому что вы вечно лжете своему украинскому народу, дятлы. И именно такие, как вы, Савик, и начали эту войну», – заявил Лексус, даже не потрудившись уточнить, что он пранкер. Затем еще некоторое время он препирался с Шустером, после чего нецензурно выругался и пропал из эфира.
Как стало ясно чуть позже из комментариев пранкера российским СМИ, информацию о выходке Лексуса дали и «Россия1», и «Лайфньюз» – задекларированная цель Лексуса заключалась в демонстрации непрофессионализма украинской журналистики, ее предвзятости, неумения провести минимальный фактчекинг и т. д. Более того, он специально написал письмо в редакцию с предложением рассказать свою историю, которое оказалось с ошибками: был указал номер несуществующей российской части и неправильно названа фамилия якобы сослуживца – Дорофеев вместо Ерофеева. Как будто Лексус специально намекал редакторам студии Шустера, что ему нельзя доверять. Согласитесь, странная позиция для человека, который хочет устроить масштабную и злую каверзу, выставив Шустера и его команду на всю страну непрофессионалами.
Письмо, кстати, было отправлено поэту-песеннику Петру Маге – соведущему Шустера. Судя по тому, что Лексуса вывели в эфир, неделя, которая имелась у редакторов программы для проверки достоверности его информации, была потрачена на что-то другое – так что провести их пранкеру оказалось крайне легко.
Буквально несколько часов спустя Лексус с шутками и прибаутками рассказывал о проведенной «операции» Анатолию Шарию. Причем было видно, что Шарий в курсе всех деталей розыгрыша: он знал, что информация в письме была предоставлена неверно, и какие именно ошибки допустил пранкер. Что еще интереснее, поскольку пранкер так и не назвался, некоторые из гостей программы, в частности, Катеринчук, продолжали пребывать в уверенности, что слышали голос реального российского военного, который вдруг почему-то решил нахамить Шустеру (ведь есть же в конце концов российские военные, которые хотят оскорбить Шустера, ненавидят Майдан и Украину). А вот Шарий знал, что шутником был именно Лексус. Более того, он знал и о том, что пранкер снова готовит какую-то провокацию – как раз на эти выходные – и, подхихикивая, просил хранить в тайне информацию о новой «операции». Было видно, что оба они знают, в чем она будет заключаться. Могло даже сложиться впечатление, что Шарий с Лексусом, собственно, выступают в тандеме.
Что меня удивило в этом эпизоде с пранкером и Шустером, так это то, какого нулевого результата достигла сия каверза. Кому, ну скажите, кому нужно доказывать, что редакция у Шустера часто далека от журналистских стандартов? Да большинство приличных людей уже давным-давно избегают и шоу, и канал, на котором оно выходит. Кому, ну скажите, кому придет в голову демонстрировать непрофессионализм украинских журналистов на примере Савика Шустера? С каких пор, простите, он – украинский журналист? К чему эти рассказы пранкера в российских СМИ о том, что он звонил именно Шустеру, потому что у него «личная неприязнь» к Савику – это же портит всю суть шутки, да? Одно дело выйти борцом за стандарты и профессионализм, а другое – нагадить ведущему, который когда-то отказался вывести тебя в эфир, да к тому же послать его – очень громко и отчетливо – на х@й, что дало редакторам железное право отключить Лексуса от эфира.
Надо признать и то, что Савик вел себя исключительно выдержанно – то есть попросту никак. Вопросы, которые он задавал мнимому ГРУшнику, когда он еще не раскрыл свою пранкерскую сущность, были совершенно неинтересные. Например, ведущий спрашивал, как же быть его пленным сослуживцам, если в России их ждет суд за измену родине, а здесь – за терроризм. Ну кому, скажите, важно мнение какого-то (пусть даже настоящего) ГРУшника о дальнейшей судьбе пленных в России? Куда интереснее – будет ли над ними суд и обменяют ли их на Савченко и Сенцова, но об этом рядовой разведчик знать не может. И другие вопросы Савика были в том же духе – ненужными и неинтересными. Даже Алексей Мочанов и Николай Катеринчук задавали более острые вопросы, чем ведущий студии. А когда пранкер устроил сеанс с разоблачением, обвинив Шустера в разжигании войны, Савик повел себя точно так же: уточнил, каким образом он способствовал войне? Когда пранкер начала нести чушь о том, что Майдан разжег войну, а Майдан разжег сам Шустер, то Савик скромно ответил: «Не я, конечно, начал Майдан. Но если вам угодно, то пусть буду я. Хотя там были фигуры поважнее меня». Так что единственное, чего добился российский телефонный хулиган – это признания, что и Савик не был последним человеком на Майдане. Наверное, поклонники Шустера обрадовались.
Кстати, пранкер в эфире «Лайфньюз» заявил, что он взял на себя нелегкую миссию – выразить протест Савику со стороны миллионов его зрителей, возмущенных той информацией, которую подают украинские СМИ, в частности, тот же Шустер. Спрашивается в задаче: зачем тогда мифические «миллионы» смотрят Шустера, если возмущены им? Кроме того, в войне с миллионами же «украинских проплаченых ботов», которые не дают выразить мнение, отличное от «политики Киева», пранкер видит свое предназначение. Складывается впечатление, что в Украине, по мнению Лексуса, явно травмированного росспропагандой, существуют только миллионы, смотрящие Шустера, и миллионы ботов (а может быть, это вообще одни и те же миллионы?).
В общем, шутка, с моей точки зрения, не удалась: украинские СМИ вообще ее проигнорировали. Традиционно отметились только «Вести», давшие новости о пранкере в эфире шоу и о блоге Шария, посвященном этому эпизоду, и сам канал «112», на сайте которого появился блог, обличающий некачественную украинскую журналистику. Ну, помилуйте, это ведь претензия к самому каналу «112», дающему в эфир продукт низкого качества, или нет? Может, стоило отказаться от программы, как это сделал канал «24»? Примечательно, что блог, критикующий Шустера, был размещен под именем Виктора Ружинского, представленного «украинским политологом». Однако ни Google, ни мои коллеги не знают такого имени. Более того, данный блог – единственный у этого пользователя. И фотографии автора тоже не имеется. Единственные, кто обратил внимание на его существование, – канал «Россия1», сославшийся на этот блог в своем материале о пранкере. Собственно, получился такой себе междусобойчик: пранкер позвонил, Шарий раскрутил, подхватили россияне – и канал «112» с украинской газетой «Вести». И как бы ни убеждал Лексус зрителей российских каналов, что Шустер находился «в предынфарктном состоянии», событием эта откровенная «лажа» в эфире шоу не стала: даже сам Савик не слишком удивился. Более того, он наивно сообщил, ни к кому особенно не обращаясь: «Мы же не можем всех проверять»… Действительно, не могут.
Конечно, первая версия, озвученная гостями студии и поддержанная самим Савиком в эфире шоу, что выходка хулигана – «операция российских спецслужб». Но на спецоперацию это не тянет – скорее, на попытку выставить лично Савика в дурном свете. А уж желающих это устроить, уверена, много.
Чтобы поставить точку, процитирую коллег Шустера из газеты «Вести», часто защищающих канал «112» от «давления власти» и т. д., недавно разославших пресс-релиз, в котором содержались такие строки: «За последний год мы уже, увы, привыкли к тому, что журналистские стандарты упали катастрофически. Многие медиа публикуют непроверенную и неправдивую информацию. Результатом этого стало падение доверия общества к СМИ, которое фиксируют социологические опросы». Золотые слова! Может, Шустеру действительно стоит прислушаться к заявлениям коллег и побеспокоиться о том, чтобы соответствовать и их высоким требованиям, и нашим скромным. Может, попробовать проверить всех?
Ваша Дуся
Фото: yuotube.com