Что украинских пиарщиков раздражает в журналистах (ОПРОС)
Как и многие коллеги, по роду деятельности мы с Мусей часто сталкиваемся с представителями PR-компаний, пресс-службами телеканалов и пиар-менеджерами артистов. Но даже понимая, что пиарщики создают инфоповоды, стараясь представлять своих «клиентов» в лучшем свете, мы очень не любим их сухих пресс-релизов с душком «заказухи».
А в последнее время все чаще нас стали доставать навязчивыми просьбами заменить одну чью-то фотографию в заметке на другую... Ладно, еще бы только женщины переживали по поводу внешности, так ведь мужики-телеведущие себе, видите ли, на фотках не нравятся. В общем, когда Муся в очередной раз предложила сделать услугу замены фотографий платной, я поняла, что проблему нужно решать. Но не деньгами, а общением.
Поэтому, в надежде помочь каждой из сторон лучше понять друг друга, я устроила им сеанс публичной психотерапии. И для начала предложила пиарщикам высказать свои претензии к журналистам, а также поделиться конструктивными соображениями насчет того, как наладить сотрудничество.
Ирина Победоносцева, директор промо и PR телеканала «Интер»:
По большому счёту, у меня нет претензий к журналистам, ведь они выполняют свою работу. Но у меня иногда возникает недоумение, и я готова сформулировать некоторые замечания.
Журналистская работа предполагает изложение фактажа, где не может быть разных толкований. Например, часто фотографии одних людей подписывают другими именами, делают ошибки в фамилиях и т. д. Я считаю, что это - проявление не очень тщательного отношения к собственной работе, небрежное. Вот в связи с этим порой возникает досада, которая может вылиться в претензию.
Я бы пожелала журналистам просто любить свою работу, относиться к ней не «левой ногой», а более кропотливо, внимательно: проверять данные, факты, по возможности давать максимально сбалансированную информацию. Например, если представляется какое-то радикальное мнение, неплохо было бы поставить ему в противовес какую-то другую мысль. Ведь все люди разные, и поэтому трактовки тоже могут быть разными. А в материале, который предоставляет журналист, должна быть дана более-менее полная картина мира в контексте определённой ситуации.
Юрий Деркач, руководитель пресс-службы телеканала «Футбол»:
Более всего в вопросе сотрудничества журналистов и пиарщиков меня смущает то, что, когда мы, пиарщики, делаем публикации с упоминанием канала или нашего проекта и рассылаем их журналистам, часто бывает так, что журналисты убирают упоминания источников. Из-за этого могут возникнуть претензии. Также раздражает равнодушие журналистов к своей работе.
А вообще у нас очень похожие профессии, и я всегда их как-то оправдываю. Я бы пожелал журналистам более тщательно готовиться к каждому материалу. К примеру, узнавать как можно больше информации о человеке, у которого готовишься брать интервью и т. п.
Елена Желязо, пресс-секретарь певицы Камалии:
В свое время мне очень повезло, так как довелось поработать с журналистами советской школы, когда у людей еще было понятие ответственности за свою работу и понимание того, что они делают, от начала до конца. Сегодня, к сожалению, многие молодые журналисты немного по-другому относятся к своей профессии и не выполняют свою основную функцию - информирование народа. Приоритеты изначально сдвинуты. То, что сейчас происходит в журналистике, напоминает, в большей степени, заказные PR-статьи. Я как пиарщик, выросший из журналиста, отчетливо это вижу.
Задача журналиста - представить материал
так, чтоб это было интересно, информативно, заставляло задуматься и не пахло
чернухой, «джинсой» - тем, что сегодня «пованивает» из всех мыслимых и
немыслимых публикаций.
Зачастую ничего вроде бы не предвещает
беды, но, тем не менее, направленность именно такая. Например, журналистики в
шоу-бизнесе, в моем понимании, сейчас не существует как таковой. Но проблема состоит
ещё и в том, что очень быстро меняется скорость получения информации. Конечно,
большинству из нас тяжело, так как необходимо быстро вникать в суть. Раньше журналист
мог месяц писать статью с серьёзными, глубокими выкладками. А сегодня это
никому не нужно. Наверное, поэтому и идёт перерождение журналистики в PR, в точечные
информативные блоги, которые сейчас стали наиболее востребованы.
Мне кажется, единственная разница, которая должна существовать между PR и журналистикой, это то, что настоящий журналист - это в первую очередь человек, который ни в коем случае не должен никого обижать своими личными приоритетами. Есть жизненные принципы: не укради, не убей. Такие же принципы должны быть и у журналиста: не навреди человеку, не оскорби, узнай, что происходит, и вникни в это. Слово ранит очень сильно. И эти раны очень глубокие.
Но в большинстве случаев молодые журналисты этого не осознают. Они вооружены диктофоном, айпадом, айфоном и всем, чем только можно, но они не понимают, что каждое слово нужно взвешивать и думать про место, время и ситуацию, когда его произносить. Журналист по своей сути, как врач - человек, который имеет своё мнение и при этом достаточно профессионален, чтоб его озвучить.
Молодое поколение часто высказывает свою точку зрения, имея высокое самомнение и не имея достаточно опыта. Оценки получаются весьма субъективными, в них отсутствуют какие-то важные, объединяющие, ключевые моменты. И это пугает. Молодые журналисты стремятся «выписаться», написать очень умными, громоздкими фразами, продемонстрировать, какие они образованные. Но чем больше они стараются это показать, тем меньше это видно.
Я не могу давать советы журналистам, как им работать. Повторюсь, я работала с представителями старой школы журналистики, когда у журналиста было чувство собственного достоинства. Он никогда не опускался до оскорблений, вещей, порочащих человеческие принципы. Если человек пишет о музыке, он должен писать о музыке, а не поливать грязью музыканта, если тот ему не нравится. Конечно, врач может выбрать себе частную клинику и работать только с олигархами, но настоящий врач начинает с того, что едет в село и лечит всех, начиная от бабушки и заканчивая младенцем. Он проходит школу человеколюбия, терпения, умения общаться со всеми.
Профессия журналиста - это постоянное движение, а огромное количество информации - пища нашего времени. И это катастрофа! Люди перестают думать, перестают анализировать то, что происходит. Сегодня пресс-релизы, в большинстве случаев плохо написанные пиарщиком, неинтересны. В основном это просто набор фраз. Никто не пытается найти новые ходы, интересно преподнести человека, узнать ситуацию. У нас же «шо бачу, те й співаю». Журналистов появилось очень много. И многие из них имеют к журналистике очень посредственное отношение, но при этом все равно пишут.
Самое ужасное, что читать нечего! Раньше люди за хорошими публикациями гонялись, ждали каждую статью именитого журналиста: что же он напишет, как посмотрит, как подаст, что откопает. Сегодня этого нет. Посмотрите, какое количество информационного мусора! Человек тупеет - вот сегодняшний результат работы нашего общества. Как говорил дедушка Ленин: «Учиться, учиться, учиться!».
Нужно учиться думать, общаться с людьми, много читать, но это надо начинать ещё с детства. Главная беда журналистов - отсутствие желания работать и понимания того, что их труд - серьезное оружие: лишнее движение скальпелем, и человек может остаться без руки... Я считаю преступлением, что журналист может испортить кому-то репутацию. А если кто-то этим пользуется, то это полное отсутствие профессионализма. И на сегодняшний день это - массовое явление и очень серьёзная проблема.
Лана Рокси, директор РИА «Киевский подиум»:
Если честно, в душе я считаю себя больше журналистом, чем пиарщиком, потому что журналист - это не профессия. Это диагноз. У меня к журналистам может быть только одна претензия, которая всегда была, есть и будет - это душевная лень. Я не имею в виду всех журналистов, а говорю об отдельных ситуациях, когда человеку было лень перепроверить информацию, в результате чего получаются варианты типа «столько-то тысяч километров над уровнем моря» вместо метров и т. д.
Каждый журналист имеет право на свою точку зрения, и я её всегда уважаю. Уважаю, когда человек не поленился и подготовился к интервью, а не приходит и начинает задавать вопросы из серии «расскажите немного о себе или о ваших творческих планах», и после этого я должна вкратце рассказать свою биографию или биографию своего подопечного.
Я всегда считала и ещё, работая журналистом, исповедовала то, что самое главное в работе журналиста - докопаться до правды, до истины, до сути вопроса. Главное правило - не навредить. Бывают ситуации, когда после жесткой правды человеку просто не подняться. Надо всегда оставлять маленькую щелочку, давать шанс человеку, о котором ты пишешь, исправиться, стать лучше. Я за жизнеутверждающих журналистов, а не журналистов-убийц.
Михаил Ясинский, директор Secret Service Entertainment Agency:
Как я могу плохо говорить о людях, которые, условно говоря, обеспечивают меня работой? У меня может быть пожелание только к редакторам - быть более осмотрительными в вопросе выделения бюджета на работу профессиональных журналистов, так как от этого зависит не только работа пиарщиков, а и вся музыкальная индустрия и ощущение светской жизни в целом.
По ряду экономических причин в музыкальной и светской журналистике работает немало людей, скажем так, не очень опытных или не обладающих достаточным количеством профессиональных навыков. Еще больше тех, кто довольно предвзято относится к украинскому шоу-бизнесу и работает строго за деньги, не имея никакой симпатии к тому, что делает. Такие журналисты не готовятся к интервью, не знакомы с материалами. Для них работать - это тусоваться.
Таким образом, в массе своей, у нас нет ни профессиональной критики, ни экспертной оценки, ни авторитетных мнений. Репортеры не разбираются ни в музыке, ни в моде, толком не знают, кто есть кто в украинской музыкальной среде. В ответ на то, что в украинском шоу-бизнесе герои сайтов рагули, скажу, что регулярные разгромные статьи в хороших изданиях (не высмеивание, а именно жесткая грамотная критика) отбили бы у многих желание пытаться втиснуться в телевизор и на радио и заставили бы продюсеров внимательнее относиться к тому, что они делают. Без критики, способной уничтожить и вознести артистов, невозможно существование настоящих звезд.
Алексей Ковжун, экс-пиарщик Юлии Тимошенко, медиаконсультант:
Не так давно я был на заседании круглого стола по поводу проблемы больных туберкулёзом. Врачи и общественные организации жаловались на журналистов, говоря, что журналисты падки на «жареное», ни в чем не разбираются, им интересно только то, что представляет их личный интерес.
Я защищал журналистов, говоря о том, что журналист по своей сути профессиональный дилетант, который не должен разбираться в чем-то узконаправленном, иначе тогда это получится не журналист, а специалист в определённой области. А главная проблема заключается в неумении работать с журналистами. Но, так как я неоднократно сталкивался с журналистами, по собственному опыту могу сказать, что с ними работать действительно тяжело.
Когда-то я был в редакции одной газеты,
которая решила организовать у себя еженедельное издание. Мне предложили
проводить тренинги в информационной службе. Все журналисты начали возмущаться,
потому что тренинги должны были проходить после работы, и вместо того, чтоб
дома жарить что-нибудь вкусное, они должны были кого-то слушать. Заметьте, раз
в неделю! При нашей с ними первой встрече я спросил: «Вы же знали, что я у вас
буду вести тренинги. Кто из вас меня прогуглил?». Оказалось, что это сделал
один человек из восьми!
Девушке, которая была главой этой
службы, я порекомендовал всех уволить, потому что, если журналисту дают для
интервью какую-то персону, то первое, что он делает - смотрит, кто это. А если
в среду вечером кто-то отнимает у вас два часа времени, которое жалко? Вы же
можете посмотреть, стоит ли всё бросить и прийти или лучше сказать, что у вас
собачка заболела, и никуда не пойти.
К сожалению, отсутствие любопытства - важная черта украинских журналистов. И вообще у меня такое ощущение, что существует целый ряд общественных заговоров. Например, политики - это люди, которые договорились, что они - политики, и держат локти, чтоб в их сферу не влез кто-то другой, потому что, если придет настоящий политик, то окажется, что они никуда не годятся...
То же самое происходит и среди журналистов. Это просто цеховой заговор. Я считаю, что, работая журналистом, человек должен быть погруженным в информационное пространство так, чтоб он мог высунуться из него, чтоб вдохнуть воздуха, и продолжать жить там. У журналиста должна быть огромная способность к обучению, чтобы в течение часа он мог разобраться в новой сложной и не понятной ему области. Но этим наши журналисты не страдают. Всё это можно назвать претензиями. К сожалению, в стране Украина у людей отсутствует привычка любить свою работу.
Я бы хотел пожелать журналистам или любить свою работу, или заняться чем-нибудь другим, что им по-настоящему нравится. На мой взгляд, лучше с любовью вязать крючком и жить впроголодь, чем с ненавистью торговать бриллиантами. Ведь когда человек любит свою работу, он начинает жить ею не только в рабочее время и старается быть лучшим.
P.S. Дуся и Муся Катасоновы очень надеются на конструктивную дискуссию в комментариях, которая поможет всем стать лучше и профессиональнее. И предлагают уже завтра ознакомиться с ответами журналистов о том, что их раздражает в пиарщиках.
Целуем, обнимаем. Дуся и Муся
Фото: Яны Новоселовой, Владимира Герасимова, facebook.com, tochka.net, fatlossbydesign.com