«Левый берег» отпраздновал год
В пятницу ваша Дуся сунула свой любопытный нос в празднование годовщины газеты «Левый берег». Мероприятие, несмотря на название издания, показалось мне отнюдь не левым. Во-первых, оно проходило в гостинице «Премьер Палас», во-вторых, собрались сливки нашей журналистики, в-третьих, такой любительнице мужчин, как ваша Дуся, было на кого положить глаз, и, в-четвёртых, фуршет оказался изысканным, вкусным и богатым. В общем, я не пожалела.
Скучая в пробке на подъезде к месту назначения, я развлеклась приятной картинкой. Практически бегом к гостинице продвигались трое красивых подтянутых загорелых мужчин в дорогих костюмах. Все как один - в моем вкусе. Бритый наголо красавчик, перебежками шедший впереди всех, судя по всему, был охранником Сергея Тигипко, которого я опознала во втором бегущем. Замыкал короткую процессию третий мужчина, уж не знаю, кем он приходится первым двум. Так элементарно была решена проблема пробок, хотя, возможно, это была плановая пробежка для поддержания спортивной формы. Я подрулила к подземной парковке гостиницы на своем мотоцикле с коляской, и, несмотря на то, что это была «Ява», а не «Лексус», встречена была с почестями и любезно проведена в холл.
Мероприятие уже началось. Его официальную часть вел Алексей Гнилуша, ведущий «Фактов» на ICTV. Как выяснилось, никакого интимного контакта с «Левым берегом» у Гнилуши нет. Его просто пригласили вести мероприятие. Наверное, из-за презентабельной внешности.
Со сцены прозвучали несколько положенных в таких случаях слов, после чего началось награждение газетой собственных авторов и главного редактора Олега Базара. Призы были двух типов - мини-стела с разворотом «Левого берега» на верхушке и мини-первопечатник Иван Федоров опять же с «Левым берегом» в руках. Его получил Олег Базар, остальные награды достались Соне Кошкиной, Алексею Мустафину, Артему Шевченко, Виталию Портникову, Егору Чечеринде, Александру Гливинскому и Сергею Тигипко.
Кость Бондаренко вручает приз Алексею Мустафину
Сергей Тигипко радуется маленькому первопечатнику
Алексей Гнилуша объявляет первого победителя
Олег Базар - ум, честь и совесть "Левого берега"
Егор Чечеринда со своим призом
Александр Гливинский торопится за наградой. Оптимист
Кость Бондаренко, лицо "Левого берега", благодарит авторов газеты
Так авторы с экрана на сцене хвалили новое издание. Виталий Портников
Формулировка номинации, в которой выиграл Тигипко, звучала так: «За самое честное интервью». Тигипко поблагодарил со сцены Соню Кошкину, которая и брала у него это интервью. После короткой речи Тигипко спустился в зал и тепло обнял Кошкину. Вообще же у вашей Дуси сложилось впечатление, что Кошкина - то ли автор, то ли муза, то ли мать-основательница проекта, такими почестями окружали ее все выступавшие.
Я стала неприлично оглядываться по сторонам, чтобы понять, кто приглашен, и, знаете, у меня просто слюнки потекли. Интересный народ посетил годовщину Днепропетровской газеты.
Святослав Цеголко (5 канал) и Юрий Стець (НУНС)
Юлия Бориско ("1+1"), Анатолий Борсюк и Егор Соболев
Евгений Киселев и Кость Бондаренко
Александр Чаленко (редактор отдела политики газеты "Сегодня") с супругой
Сергей Тигипко и Александра Кужель
Сергей Згурец и Сергей Руденко
Анатолий Борсюк
Владимир Цыбулько
Прямо передо мной сидели очень знакомые, трогательно оттопыренные уши. При внимательном рассмотрении я поняла, что они принадлежат голове адвоката всеукраинского масштаба Алексея Резникова, который собирался представлять Савика Шустера в суде против вашей Дуси. Чтобы таких поползновений впредь не повторялось, я решила обаять Резникова. А как можно обаять сильного и уверенного в себе мужчину? Элементарно, друзья мои, - надо попросить его о помощи, что я немедленно и сделала. После того, как закончилась официальная часть, и гостям было предложено приступить к фуршету и общению, я взяла Лёшу под локоток и поделилась с ним собственными сомнениями: мол, не знаю, как сформулировать вопросы, помоги. Ничего не подозревающий Резников, конечно же, не отказал мне и стал помогать общаться с опрашиваемыми. Первой нам под руку попалась Соня Кошкина. С моей стороны это был опрометчивый шаг - Резников как-то сразу отвлекся. Да... Кошкина, чем же, все-таки, ты берешь мужчин? Вот какой разговор произошёл между вашей Дусей, Алексеем Резниковым и Соней Кошкиной:
Дуся: Свидетельствую при всех, что Алексей Резников только что пытался познакомиться с мамой Сони Кошкиной.
Резников: С детства, еще в школе меня любили мамы моих приятельниц. Эти девушки встречались с моими друзьями, но только со мной мамы отпускали их в Карпаты в 9-10 классе.
Александр Резников знакомится с мамой Сони Кошкиной
Д.: Интересно, почему?
Р.: Потому что они видели во мне потенциального зятя. Молодого, умного, красивого, перспективного, 2-метрового роста голубоглазого блондина. Потенциального актера для фильма «Обитаемый остров».
Д.: Так это был ты?
Р.: Это был я! Я с детства люблю Стругацких, и любовь эта была привита мне моим дядей - очень известным астрофизиком, живущим в Херсоне, - Сергеем Кузьменковым.
Д.: Какое отношение ты имеешь к газете «Левый берег»? Уже в суд на них подают?
Р.: У них пока все хорошо, потому что они интересно пишут. Мне нравятся привлеченные авторы. Например, я прочитал потрясающее интервью Горбулина в одном из последних номеров, после чего мне захотелось купить книгу, о которой идет речь, и автором которой является г-н Горбулин.
Д.: А где ты берёшь газету, неужели подписан на неё?
Р.: Надо спросить у моей службы. Может, они где-то ее и покупают. Я не в курсе. Но газета у меня всегда на столе.
Д: Соня, зачем ты знакомила Резникова со своей мамой?
С.: Потому что моя мама понравилась ему не меньше, чем я.
Д.: А ты ему сильно понравилась, да?
С.: Ну, он мне, по крайней мере, нравится. Посмотри, какой он хорошенький, лысенький...
Д.: Знаешь, в который раз он женат?
С.: Ну, и ничего страшного. Можно просто дружить.
Д.: Знаю я, Соня, вашу дружбу... Расскажи лучше о своём участии в этой газете.
С.: Для меня «Левый берег» - новая ступенька. В газете мне очень импонирует то, что преобладает подход авторской журналистики.
Д.: А когда появится портал «Левый берег»?
С.: Думаю, к осени или даже раньше. Но каким он будет, я пока говорить не стану. Скажу, что такого в Украине еще не было.
Д.: Какая твоя доля в «ЛБ»? Лёша, помоги сформулировать так, чтобы она не отвертелась.
Алексей Резников: Вы являетесь совладельцем этого издания?
Соня Кошкина: Я не хочу это обсуждать. Я ее не финансирую. Я, наверное, мать-вдохновитель. Муза.
Подружились
Оставив Резникова приятно общаться с Соней Кошкиной и её мамой, я подошла к Костю Бондаренко.
Д.: Поздравляю вас с годовщиной. Дусе тоже недавно исполнился год, значит, мы с вами - Овны. Кстати, как вы относитесь к сайту «Дуся»?
К.: Очень положительно. Я люблю юмор.
Д.: Так. Разобрались, чем отличается «Дуся», а чем, по-вашему, «Левый берег» отличается от остальных изданий?
К.: Это тот проект, который приходится не только читать, но и делать. Это так же, как мы все любим детей, но тех детей, которых мы воспитываем сами, мы выделяем как-то по-особенному. И «Левый берег» - такой ребенок. Второе отличие - эта газета-тусовка интеллектуалов, политиков, журналистов. Здесь очень гибкая редакционная политика. Я как почетный цензор газеты за этот год только дважды употребил цензуру. Первый раз я изъял из газеты один из анекдотов, который, как я посчитал, унижает чьё-то достоинство. А второй раз я в директивном порядке убрал из одного интервью слово «идиотка», употреблённое по отношению к нардепу. Оставил только слово «депутат». Ни один материал не был снят, ни один материал не был каким-то образом исковеркан.
Д.: Почему я сегодня в характеристиках «Левого берега» только и слышу какие-то семейно-любовные мотивы?
К.: Очень просто - все мы воспитаны на Фрейде (Смеется). На самом деле, у нас сложились настолько дружеские отношения в этом коллективе... Причем коллектива как такового нет: люди сидят по своим редакциям. Это больше клуб авторов, клуб тех политиков и бизнесменов, у которых мы берем интервью, клуб читателей.
Д.: Какие у вас гонорары?
К.: Заоблачного ничего нет, ко всем индивидуальный подход.
Д.: Если гонорары не заоблачные, то каким образом вам удалось собрать таких разных авторов? Что их привлекло?
К.: Возможность печатать все, что они хотят. Раньше они могли печатать это только в Интернете. К тому же, это личные связи, дружеские отношения - еще со студенческой скамьи.
Д.: Кто финансирует проект?
К.: Сейчас могу назвать 6 человек, которые на протяжении этого года выбивали спонсорские пожертвования на газету. Это не олигархи. Они начинали делать проект в Днепропетровске, а потом поняли, что он должен появиться и в Киеве. На нас выходят бизнесмены из Одессы с предложениями - «А давайте будем издавать газету "Левый берег" и в Одессе». Из Харькова тоже поступают подобные предложения.
Д.: Кто автор идеи?
К.: У газеты есть несколько крестных отцов. Сама идея издать газету принадлежит Вадиму Омельченко (директор Института Горшенина). Субъективная журналистика - это, наверное, моя идея. А в том, что газета получила именно такой контент, такой внешний фейс, заслуга Олега Базара.
Д.: Я везде слышу, что газета стала очень успешной. Что значит "очень успешной"? Какие реальные тиражи?
К.: 90 тысяч. У нас нет причин завышать тиражи. Она практически не продается. Газета распространяется бесплатно. Думаю, в перспективе все газеты будут бесплатными.
Кто же является владельцем газеты? Кто и зачем собрал лучшие имена в одном издании, кто и зачем устроил празднование годовщины проекта в клубе «Бартоломео» в Днепропетровске и в «Премьер Палас» в Киеве? Какое отношение имеет ко всему этому Тигипко?
В выходных данных «Берега» учредителем значился сам ООО «Авантаж-Сервис», а издателем - ООО «Миротрейд». «А-а-а, ну тогда всё проясняется», - подумала я и пошла расспрашивать всех, кто попадался под руку. Информация муссировалась самая разная. Вроде, есть в Днепре группа бизнесменов, человек 6, как и говорил Кость Бондаренко, которые совместно с Институтом Горшенина реализуют там социальные проекты, а заодно и свои бизнес-интересы. Вот смешная история о том, как один из этих шести людей узнал, что газета «Левый берег» принадлежит ему: случайно полистав издание, он поделился своими восторгами с партнерами, мол, классная такая газета «Левый берег» у нас в Днепре появилась. На что и получил реакцию: «Так это ж твоя газета!». Вот такие широкие парни живут в Днепропетровске - не всё им принадлежащее знают в лицо. Одним словом, не крохоборы. А Тигипко, якобы, просто дружит с директором Института Горшенина Вадимом Омельченко и, естественным образом, симпатизирует проекту, появившемуся на его родине - в Днепропетровске. С такой вот разрозненной информацией в голове я нос к носу столкнулась с Егором Соболевым. Уж кто-кто, а Егор то точно знает, что почём.
Д.: Тобі сподобалась газета?
Є.: Я її вперше прочитав в запрошенні, яке всім прислали. Звичайно, вона мені дуже сподобалася прізвищами. Колись «Дзеркало тижня» було таким сузір'ям. Скласти думку по одному номеру важко. Хоча в кожному розділі є люди, яких я дуже поважаю - від прекрасного Борсюка до Гливинського.
Д.: Тобі не пропонували писати до «Лівого берега»?
Є.: Думаю, що всі не можуть писати в одну газету. Але таких газет має бути більше, Україні давно бракувало авторської журналістики. Вона стиралася в різних редакціях. А тут люди пишуть і відверто нам говорять, що їх насправді ніхто не править. Думаю, рано чи пізно вони з цим зіткнуться. Але це добре, що зараз це сузір'я є, і вони можуть собі це дозволити.
Д.: Ти щось чув про гонорари? Кажуть, вони високі...
Є.: Слава Богу, я позбавлений заздрості. Якщо вони високі, це круто!
Д.: Як ти думаєш, що приваблює в це видання авторів?
Є.: Дуже мало гарних медіа. Усюди ці великі бізнесмени, які скупили телебачення і половину газет, і в Інтернет намагаються пробратися. Вони абсолютно не вміють поводитися з журналістами. Для них журналіст - неіснуюче поняття. Мені нещодавно один блискучий журналіст-міжнародник, який має десятирічну репутацію, розповів, як втратив роботу в своїй газеті і не міг знайти нову! Катастрофа. Якщо вже він не міг знайти роботу, то це щось неправильне в країні.
Д.: Щодо твого проекту. Чи дає він тобі можливість виживати в наш час?
Є.: На 12 за 12-бальною системою. Але, звісно, я не бізнесмен і не хочу залучати бізнесменів до цього проекту, бо я не вірю, що вони здатні витримувати тиск. Зараз, тут це дуже ризиковано. У нас все прекрасно з вибором тем. Тобто ми беремо те, що справді вважаємо важливим і пишемо за найкращими стандартами. Два десятки газет платять нам за це гроші, це потрібно їхнім читачам. Я не вмію продавати, я не вмію бути продавцем. Мій план - це накопичити жир і за рахунок підписки найняти людину, яка буде продавати і видавати бізнес-моделі.
Д.: А як ти думаєш, хто власник «Лівого берега»?
Є.: Не знаю. Сам хочу дізнатись. Мені немає сенсу брехати. Я спіймав себе на думці, що весь час вони кажуть про Дніпропетровськ, Костя (Бондаренко. - «Дуся») сам зі Львова. Очевидно, це походження якогось дніпропетровського бізнесмена.
К нам с Егором подошёл Святослав Цеголко, и я тут же приобщила его к беседе:
Д.: Ваше ставлення до сайту «Дуся»?
С.: Позитивно, красиво, таких сайтів треба більше. Щоб була конкуренція, щоб не було монополії.
Д.: А як ви думаєте, кому належить газета «ЛБ»?
С.: У мене є кілька ідей, але я не хочу їх озвучувати, тому що це може звучати як звинувачення. Кому б вона не належала, це прогресивна ідея і вона виконує свою правильну роль в суспільстві. Думаю, авторської журналістики має бути більше. Це до тих пір, допоки автори будуть готові це писати и допоки це буде подобатись їхнім власникам.
Д.: На вашу думку, які перспективи у «ЛБ»?
С.: Думаю, що є перспектива. Це газета, яка може конкурувати статтями політичними, економічними з «Дзеркалом тижня». Це хороша перспектива, як на мене.
Острый ум и горящий взгляд Егора, а также эмоциональные слова Святослава Цеголко странным образом возбудили во мне желание покурить. Я нашла импровизированную курилку и достала сигареты. Пара услужливых зажигалок вернули мне уверенность в себе, которую так легко поколебала Соня Кошкина. Вдохнув сладкого сигаретного дыма, я вдохновилась на разговор с Алексеем Гнилушей.
А.Г.: Дуся? Ох...
Д.: Вы что, меня не любите?
А.: На самом деле, сложное отношение. С одной стороны, я понимаю, что такой ресурс нужен обязательно, потому что выполняет мощную социальную функцию. Объединяет журналистов.
Д.: А чем смущает?
А.: Тем, что каждый может оказаться в центре, в фокусе.
Д.: Не кажется ли вам, что журналисты больше ханжи, чем все остальные люди?
А.: Один очень уважаемый мною человек рассказывал мне о разных психотипах. Описывая каждый из существующих, он называл какие-то отличительные черты, позитивные и негативные. Сказал очень мудрую фразу: «Вот такой-то психотип обладает такими-то и такими-то негативными и позитивными чертами, но обижаться на такого человека не нужно. Поймите - это его свойство. Он не делает это специально. Он просто такой». Это я говорю о журналистах. Журналисты - это такого рода профессиональная деформация.
Д.: Чем для вас лично «Левый берег» отличается от остальных газет?
А.: Во-первых, эта газета сделана моими хорошими друзьями. И вот тут я уже не ханжествую. Мне очень нравится такой эксперимент - объединить разных людей. Штат самой газеты очень маленький. Верстальщики, корректоры, главный редактор, издатель... Но, когда разные люди из разных СМИ пишут в одну газету, это супер!
Во время нашей с Алексеем беседы меня внимательно рассматривал высокий крепкий мужчина в хорошо скроенном костюме. Однозначно истолковав его недвусмысленный взгляд и испугавшись собственных желаний, я трусливо дезертировала к лифту, у которого уже стоял Гливинский. Я воспользовалась моментом и немедленно допросила Сашу о его сотрудничестве с «Левым берегом».
Александр Гливинский - оптимист года по версии "Левого берега"
Д.: Ти отримав приз за оптимізм. Ти - невиправний оптиміст?
С.Г.: Я взагалі людина оптимістична по натурі.
Д.: Чим тебе привабив цей «Берег»?
С.: Чим? Гроші. Тисячу доларів за статтю платять.
Д.: Брешеш?
С.: Я ж оптимістичний брехун. Чого я оптиміст? Не знаю. Це вже така в мене карма. Без оптимізму не можна.
Двери лифта раздвинулись, и мы нырнули внутрь вместе с Сашей.
Вырулив из подземного паркинга, я попала в душистые волны вечерней свежести и внезапно вспомнила о Мусе, которая всё это время была моим агентом на презентации «Радио Алла» во «Фридоме». Пришлось поторопиться к ней на помощь.
А теперь - фотографии. Наслаждайтесь!
Ваша Дуся
Марина Сорока, Соня Кошкина, Владимир Макеенко и Сергей Тигипко приступили к неформальному общению
Кость Бондаренко и Наталья Лигачева тоже
Егор Чечеринда и Александр Гливинский хвастаются наградами
Владимир Арьев, Олег Базар и Святослав Цеголко
Алексей Мустафин и Олег Медведев. А Мустафин хорош в костюме
Олег Медведев и Виктор Шлинчак
Кость Бондаренко и Вячеслав Пиховшек
Вячеслав Чорновил заботится об Арсении Яценюке
Кость Бондаренко принимает поздравления и подарок от Тараса Петрива
А Соня Кошкина от Ольги Черваковой
Кость Бондаренко приготовился к резьбе
На-а-а-а...
...счастье!
Две Сони и один Швец
Стець подружил Кравчука с Яценюком
Фото Яны Новоселовой