Как Дуся в Одессе на «Грузия-фесте» погуляла (ФОТО)
Надумали мы с Мусей сезон открыть. Обычно в Крым в это время ездили, а сейчас, понятное дело, маршрут сменили – решили навестить Одессу. Заодно и накопившиеся профессиональные проблемы решить: давно планировали посмотреть, что делается на Одесской киностудии – может, какое кино или сериал снимается?
Так что первым же делом по прибытии в Южную Пальмиру мы с кузиной отправились на Французский бульвар, 33, где находится кинофабрика – между прочим, старейшая в стране. Честно скажу, готовилиськ плохому… Привычка, наверное.
Но, как оказалось, зря: народу – тьма, все нарядные, многие в вышиванках, отовсюду гремит музыка – барабаны и еще какие-то неопознанные инструменты. Красивые юноши красиво поют по-грузински. Словом, праздник! Киношников, правда, не наблюдалось, что немного озадачило.
Хорошо, что встретились с Галиной Сулимой – актрисой, известной по ролям в фильмах «Ар-хи-ме-ды!», «Фучжоу», «Такая поздняя, такая теплая осень» и других – и очень этому обрадовались. Ведь Галина – коренная одесситка и уж точно прольет свет на происходящее на киностудии.
Оказывается, недавно созданная Международная ассоциация развития и поддержки украинской культуры, президентом которой является именно Галина Сулима, проводила в Одессе свое первое мероприятие – Фестиваль украино-грузинской дружбы «Сила в единстве». Открылся он бизнес-форумом, на который съехались бизнесмены из разных стран, заинтересованные в налаживании сотрудничества с Украиной и Грузией. Прибыли и голландцы, и турки, немцы, израильтяне. Говорят, предварительные переговоры прошли весьма успешно.
К моменту нашего появления официальная часть форума завершилась, и иностранцы как дети осваивали закоулки Одесской киностудии, которая согласилась помочь ассоциации и предоставила свою территорию для проведения второй – развлекательной – части.
В тот день более двадцати ресторанов Одессы развернули мобильные площадки, чтобы продемонстрировать пришедшим на праздник кулинарное мастерство. Ведь местная кухня – это нечто необыкновенное! Но самые большие очереди образовались, конечно же, около грузинских палаток. Шашлык, хачапури, кубдари, хинкали расходились не хуже вожделенной одесской барабульки.
А тот, кто уже пресытился едой, мог насладиться пищей духовной – на импровизированной сцене в студийном парке нон-стоп играла музыка. Причем на любой вкус: группа Oh My God исполняла ирландский фолк, LostPray – турецкий хард-рок, для поклонников а капелла – одесский коллектив DukeTim, а также любимец всех одесситов джазовый маг Юрий Кузнецов и вокалистка Анастасия Букина, потрясающий соло-гитарист Александр Курдюмов, который играл с самим Гэри Муром, гитарист Вячеслав Петков, исполнитель авторской песни Владимир Комаров (для фанатов – просто Вовка Комар). Кстати, абсолютно все артисты работали без гонораров – настолько прониклись самой идеей фестиваля и, конечно, желая поддержать одного из его организаторов – промоутера и общественного деятеля Михаила Бейзермана.
Правда, все это было немного позднее. Главным событием «Грузия-феста» стало открытие барельефа народного артиста Украины, режиссера театра и кино, драматурга и сценариста, скульптора Ивана Петровича Кавалеридзе (1887–1978).
Сегодня имя Кавалеридзе известно во всем мире, а ЮНЕСКО даже назвал его украинским Микеланджело. Однако фортуна не всегда благоволила к удивительному самородку. Иван Петрович родился в крестьянской семье грузина и украинки, поступил в Киевское художественное училище, затем – в Петербургскую академию художеств. Позднее учился в мастерской скульптора Аронсона в Париже. Тогда юноше казалось, что весь мир лежит у его ног. Но в 30-е годы прошлого века Кавалеридзе попал в немилость к советским чиновникам. Его фильмы «Колiївщина» и «Прометей» были запрещены из-за того, что порочили историю славной Страны Советов. Та же судьба постигла театральные постановки. Памятник княгине Ольге, украшавший Михайловскую площадь в Киеве, был снесен, восстановили его только в 1996 году. Многих учеников Кавалеридзе репрессировали. Каким образом самому Ивану Петровичу удалось избежать подобной участи, можно только догадываться.
Когда же Советский Союз распался, о гении Кавалеридзе вспомнили вновь. Заговорили о самобытном киноязыке, о первой снятой в Украине киноопере «Наталка-Полтавка», о том, что имена талантливых актеров – Леся Сердюка, Натальи Ужвий, Амвросия Бучмы – стали известны именно благодаря Кавалеридзе. Кстати, он первым обратил внимание и на драматическое дарование Людмилы Гурченко, предложив актрисе главную роль в экранизации романа Панаса Мирного «Повiя», таким образом, сняв с нее штамп исключительно комедийного амплуа.
В 1987 году, в год 100-летия со дня рождения Ивана Кавалеридзе, в Киеве на Андреевском спуске был открыт мемориальный Дом-музей его имени. А вот в Одессе, где художник также работал как режиссер в течение нескольких лет и снял свой первый звуковой фильм «Колiївщина», благодаря которому прославился на весь мир, до нынешнего года ничего не говорило об этом факте.
Международная ассоциация развития и поддержки украинской культуры решила устранить несправедливость и открыть барельеф Кавалеридзе на Одесской киностудии в рамках проходившего «Грузия-феста». Руководство студии поддержало это начинание. Собственно, именно по этому поводу и гудела принаряженная публика на Французском бульваре.
На церемонию открытия барельефа собралось целое представительство: консул Грузии в Одессе Манучар Цоцонава, глава Грузинского культурного центра «Сакартвело» Акакий Якобишвили, директор Одесской киностудии Андрей Зверев, директор Арт-центра студии Оксана Бальжик, чиновники горадминистрации. Но с началом торжества почему-то медлили, и было понятно, что организаторы готовят сюрприз для гостей.
В какой-то момент из подъехавшего к киностудии ничем непримечательного автомобиля вышел высокий мужчина, похожий на Михаила Саакашвили, на которого сначала никто и внимания не обратил. На ходу надевая пиджак, он протиснулся сквозь толпу в президиум – и лишь тогда в нем опознали экс-президента Грузии. Немедленно заработали видеокамеры, фотоаппараты и смартфоны.
А тем временем Саакашвили на неплохом украинском произнес эмоциональную речь:
«Одеська кiностудiя має надзвичайнi традицiї – ми всi вихованi на ваших фiльмах. I я дуже щасливий, що грузинськi режисери – Іван Кавалерiдзе та iншi – зробили внесок в цю справу. У нас багато талантiв в Грузії, але коли грузини досягають успiху в дружнiй країнi, це особливий випадок i особлива гордiсть. Я часто сюди приїжджаю у справах, здебiльшого без телекамер i журналистiв, i моя команда, яка вже отримала українськi паспорти i вiдчуває вашу країну своєю Батькiвщиною, прагне зробити тут щось хороше. Якщо вистоїть Одеса – вистоїть Украiна. Це для нас ясно. Я думаю, це мiсто має потужний потенцiал, а це значить – Україні бути!»
После этого Михаил Саакашвили пошел в народ – общаться, раздавать автографы, фотографироваться. Каюсь: мы с Мусей также поддались всеобщему ажиотажу, и теперь у нас есть фото с губернатором Одесской области (о чем в тот момент никто из нас, естественно, не подозревал!).
В общем, встреча удалась, как и поездка в целом. И, таки да, кино на Одесской киностудии снимается. Но об этом – в другой раз.
Ваша Дуся
Фото: Муся,fakty.ua, izvestiya.odessa.ua